Меню

Тема самообразования развитие речи детей средствами устного народного творчества



Программа по самообразованию на тему: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста» 2018-2019 гг.
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)

Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.

Скачать:

Вложение Размер
gotovaya_programma_po_samoobrazovaniyu_2018-2019.docx 34.8 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Солнышко»

Программа по самообразованию

«Устное народное творчество в развитии речи

детей раннего возраста»

Кириллова Любовь Леонидовна

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.

Устное народное творчество – это особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. С самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности позволяет устное народное творчество, которое таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков. Фольклор – это не только возможность прикоснуться к истории, но и способ доступной весёлой формы развития и воспитания ребёнка.

Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речью родного языка.

Речь — чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

В произведениях устного народного творчества заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

∙ Воспитание звуковой культуры речи.

∙ Формирование грамматического строя речи.

∙ Развитие монологической и диалогической речи.

∙ Развитие мелкой моторики.

Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

Раскрыть влияние русского устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста, изучить пути и методы ознакомления детей с народным творчеством.

  1. Показать детям красоту русского языка через устное народное

творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, сказках, поговорках и др.;

  1. Поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие,

обогащать словарный запас детей, развивать грамматическую сторону речи, диалогическую и монологическую связную речь.

— максимальной личностной направленности коррекционного воздействия;

— ориентации на формирование мотивации к коммуникативной и познавательной деятельности;

— формирования чувства языка и опоры на него в речевой действительности.

Этапы реализация краткосрочной программы:

1 этап — составление плана работы:

— развитие речи детей средствами народного творчества;

— изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2 этап — работа с детьми в развитии речи дошкольников средствами устного народного творчества:

— разработать занятия, мероприятия, развлечения, игр-имитации по теме проекта;

— разработать систему педагогических воздействий по развитию речи детей средствами фольклора (чтение стихов, потешек, сказок).

3 этап – работа с родителями:

— консультации по теме проекта;

— родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» (консультация).

Возраст участников: 2 – 3 года (первая младшая группа)

Источник

план по самообразованию «Развитие речи по средствам устного народного творчества»
рабочая программа на тему

План по самообразованию

Скачать:

Вложение Размер
13_plan_po_samoobrazovaniyu.docx 27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45 «Волчок»

План по самообразованию

На тему: «Развитие речи у детей средствами устного народного творчества» .

Воспитатель: С.В. Шевникова

I. Данные о педагоге (визитная карточка)

1.Ф.И.О.Шевникова Светлана Валерьевна

-образовательное учреждение Столичный гуманитарный институт

— год окончания 2005г.

— специальность «Логопедия» квалификация «Учитель логопед»

3. Педагогический стаж работы 4 года.

4. Стаж работы в дошкольном учреждении 1 год

6. Прохождение курсов повышения квалификации: В 2016 году прошла профессиональную переподготовку «Педагогика и методика дошкольного образования», 560 часов; удостоверение «Актуальные проблемы логопедии» 72час; прослушала семинар «Логопедические технологии в дошкольном возрасте. Использование различных видов массажа, логоритмики и их комбинирование в логопедической практике» 2014г; прошла курсы по образовательной программе дошкольного образования «Мозаика» 72часа; удостоверение «Сопровождение организованных групп детей, выезжающих на отдых и оздоровление» 20часов; сертификат «Заикание у дошкольников и младших школьников. Механизмы, проявления, обследование, коррекционная работа» 16 часов; сертификат «Нарушение звукопроизношения у детей. Коррекция звукопроизношения. Использование логопедических постановочных зондов» 16 часов.

Актуальность: Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и развития детей. В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает русскому языку, а значит и русской культуре. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста посредством русского народного фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей. Ребёнок во многом зависит от взрослых; прекрасно, если взрослые наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, духовно обогащают среду, в которой он растёт, закладывают предпосылки высоких человеческих начал.

А что может развить и обогатить речь детей, его духовную среду? Это русский народный фольклор. Фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа.

Цель: Развитие речи у детей по средствами устного народного творчества.

  • Развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

• расширение, обогащение и активация словаря по средством фольклора;

• воспитание звуковой культуры речи;

• формирование правильной разговорной речи;

• развитие связной речи

  • Осуществить взаимодействие с родителями с целью ознакомления их с развитием связной речи дошкольников по средством фольклора
  • Обеспечить развивающую среду дополнительным материалом ( картотека, фотоальбом и т. д.)
  • овладение детьми грамматической структурой язык;
  • сформирована диалогическая и монологическая речь;
  • обогащен и активизирован словарный запас ребенка;
  • сформирован устойчивый интерес к русскому народному творчеству;
  • проявление активности детьми на всех этапах ознакомления детей с фольклором.

Изучение метод. литературы по данной теме.

Наличие путей самосовершенствования

( план, курсы повышения квалификации, вебинары, посещение открытых занятий, занятия, проводимые педагогом, выступления на педагогических советах, конференциях, методических объединениях и т. д.)

Работа с детьми по данной теме

(творческие лаборатории, КВН, соревнования, праздники, викторины, развлечения и т. д).

Взаимодействие с родителями по данной теме .

(круглый стол, собрания, кружки, творческие вечера, соревнования, праздники, развлечения и т. д.).

Результативность работы педагога. (участие в профессиональных конкурсах профмастерства, заочных конкурсах, статьи в журналах, программы, сетевые педагогические сообщества и т. д.)

Методические рекомендации к программе «Мозаика»

Курсы повышения квалификации по образовательной программы дошкольного образования «Мозаика» 72ч.

Обновление развивающей предметно – пространственной образовательной среды группы в соответствие с требованиями ФГОС ДО, рекомендациями, по теме самообразования

Консультация для родителей «Виды театра».

Публикация: Картотека игр

«Развитие моторики рук»

Изучать нормативно-правовую документацию, обеспечивающую требования действующего законодательства в сфере дошкольного образования, в том числе новинки методической литературы и периодических изданий.

Изготовление дидактических игр на активизацию словаря: словообразование, оценочные слова, антонимы, синонимы, обобщающие слова, признаки и.т.д.

Интегрированное занятие по потешке « Сорока- ворона »

Консультация для родителей: «Игры драматизации -как эффективное средство развития речи дошкольников»

Создание своего мини-сайта « NS-портал»

Вебинары по программе «Мозаика»

Вебинары «развитию речевой деятельности» Мерсибо .

Чтение «Русско- народных сказок»

«Колобок, Волк и семеро козлят, Кот, петух и лиса, Гуси – лебеди»

«Сюжетно – ролевые игры или зачем играть с ребенком?»

Публикации методических материалов на своем сайте на тему «Народный фольклор как одна из форм работы по развитию речи»

Курсы повышения квалификации по теме: «Оказание первой помощи пострадавшему в образовательной организации» 72ч.

Викторина по русским народным сказкам «Сказка за сказкой»

Родительское собрание «На год стали мы взрослей»

Публикация (картотеки) папка –передвижка «Русско – народные сказки»

Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей

Рудик, О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности.

Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-6 лет ФГОС.

Русско народные сказки, стишки, скороговорки, потешки, считалки и т.д.

Презентация по теме самообразования « Развитие речи детей средствами устного народного творчеств

Подготовка и выступление в открытом мероприятии «Осенинка»

по сказке: «Урожай»

Изготовление картотеки: «Русский фольклор», «Сказки народов мира»

Открытое занятие по речевому развитию : «Полет над Россией».

Изучение стихотворений к Новому году

Информационные буклеты «Пальчиковый театр»

Оформление сайта «социальный работник»

Курсы повышения квалификации по теме: «Профессиональная компетентность педагога в условиях введения профессионального стандарта»,

Подготовка и участие в празднике Нового года.

по сказке: «Новый год»

Статья в журнале «Дошколенок»

«Сколько можно играть?!»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной, грамматически- правильной речи дошкольников средствами устного народного творчества( загадки, потешки, скозки) .

Актуальность проекта: Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальн.

Задачи:- воспитывать положительное отношение к труду взрослых-мастерам-умельцам («труд», «социализация»);- воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству («Социализация»);- пр.

Народные сказки несут в себе народную мудрость, вырабатывают у детей отрицательное отношение к злу, нетерпимость к несправедливости, учит их быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми. Ск.

Краткосрочный проект: «Развитие речи детей средствами устного народного творчества&raquo.

Источник

План самообразования воспитателя старшей группы на тему «Народное творчество как средство развития речи детей»
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа)

Актуальным был и остаётся вопрос об овладении детьми родного языка. ооладение родным языком, развитие речи — самые важные приобретения ребёнка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача дошкольного воспитания. Проанализировав свою работу с детьми старшего возраста, пршла к выводу что необходимо искать более эффективные, нетрадиционные методы обучения детей развитию речи. эта работа должна быть непрерывной и задействовать всех взрослых, оказывающих влияние на речь детей. эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребёнка — фольклор, благодаря которому дети в доступной форме учатся общаться.

Скачать:

Вложение Размер
plan_samoobrazovaniya_vospitatelya_starshey_gruppy_na_temu.docx 18.28 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования воспитателя старшей группы на тему: «устное народное творчество как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста».

Цель: Повысить свой профессиональный уровень, расширить свои знания по теме, усилить совместную работу педагога и родителей по развитию речи детей.

Задачи: — активизировать работу по речевому развитию воспитанников;

— изучить современные подходы к использованию устного народного творчества для развития речи дошкольников;

— внедрить эффективные методы и приёмы в собственную систему работы по развитию речи, распространить положительный опыт;

— ознакомить детей с произведениями русского фольклора;

— развивать коммуникативные и творческие способности детей на основе устного народного творчества;

— вызвать у родителей интерес к совместной работе в данном направлении.

Работа с детьми

Работа с родителями

Изучение статьи на тему: «Роль фольклора в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

Разучивание фольклорных произведений об осени.

Рассматривание иллюстраций к произведениям у.н.т.

Консультация в родительском уголке «Малые фольклорные произведения»

Создание картотеки игр на основе детского фольклора

Разгадывание загадок, самостоятельное их сочинение.

Консультация «Использование загадок для формирования выразительности речи»

Ознакомление с опытом работ коллег по данному направлению.

Изучение статей в интернете.

Разучивание подвижных игр на основе детского фольклора «Платочек», «Ворон», «Ай гугу», «У Маланьи у старушки» и т.д.

Беседы с родителями на тему «Ваше отношение к фольклору»

Создание картотеки обрядовых песенок

Творческие работы с детьми «Нарисуем сказку».

Инсценировка р.н.с. «Заяц хваста».

Привлечение родителей к пополнению библиотеки группы книгами с русскими народными сказками.

Консультации для воспитателей на тему: « Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников».

Рассказ «Зимние народные праздники»

Разучивание обрядовых песенок.

Папка передвижка «Зимний календарь».

Изучение темы «Использование фольклора в работе с детьми.

Пальчиковые игры по мотивам русских народных потешек.

Дидактические игры «Угадай потешку», «Угадай из какой потешки отрывок».

Показ родителям ролика «Потешки в жизни нашей группы».

Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей»

Изготовление настольно – печатных игр по русским народным сказкам.

Чтение детям р.н.с.

Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка».

Изучение темы «Театрализованные игры как средство развития речи детей».

Пополнение театрального уголка группы.

Инсценировка любимых сказок.

Знакомство детей со старинной русской одеждой.

Совместное пополнение уголка ряжения.

Отчёт о проделанной работе, самоанализ

Просмотр мультфильмов на основе русского фольклора

Организация семейной выставки рисунков «Русский народный фольклор.»

  1. Князева О.Л., Маханёва М.Д. «приобщение детей к истокам русской культуры»: Учеб. – метод. Пособие 2е изд., перераб. И доп. СПб, 2008г.
  2. Козырева Л.М. «Говорю красиво и правильно» Развитие речи у детей от рождения до 5и лет. М., 2005г.
  3. Бабурина .Т.И., Кузина Т.Ф. «Народная педагогика в воспитании дошкольника». М.,1993г.
  4. Аникин В.П. «Русское народное творчество» / В.П. Аникин – М.: Высш. Шк., 2004г.
  5. Бабынина Т.Ф. «Традиции национальных культур» : учебно – методическое пособие для студентов и педагогов дошкольных образовательных учреждений \ Т.Ф. Бабынина – Казань: РИЦ «Школа», 2003г.
  6. Галанина Н.А. «Использование у.н.т. в коррекции речевых нарушенийу детей дошкольного возраста» \ Н.А Галанина \\Дошкольная педагогика-2008. -№5 – с. 32.
  7. Зуева Т.В. «Русский фольклор» Хрестоматия / Т.В. Зуева Б.П. Кирдан. –М., 1998г.
  8. Капица Ф.С. « Русский детский фольклор» / Ф.С.Капица Т.М. Колядич –М, 2002г.
  9. Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры» / М.Ф. Литвинова. – М.:Изд. Центр «Академия», 2002г.
  10. Метлов Н. «Русская народная песня в ДОУ» /Н. Метлов// Дошкольное воспитание -2008г.№10 с. 3-11.
  11. Фролова А. «Прикоснуться к истокам русской культуры предков»./ А Фролова // Дошкольное воспитание – 2006.- №5. С.127-128.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальным был и остается вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача.

Актуальным был и остается вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача.

В статье раскрывается роль устного народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста.

План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилин.

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие “пластилинография” имеет два смысловых.

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, эксперементировать, а самое главное .

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 комбинированного вида» Авиастроительного района г. Казани План по самообразованию воспитателя старшей.

Источник

Читайте также:  Шалфей народное средство для волос