Меню

Приобщения детей к истокам русской народной культуры средствами фольклора



«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

готовая статья для выступления на конференции на тему: «приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество»

Скачать:

Вложение Размер
priobshchenie_k_istokam_russkoy_narodnoy_kultury.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество»

«Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившее, живущее и будущее поколение народа в одно великое, историческое живое целое…».(К.Д. Ушинский)

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, в этом возрасте формируются высокие человеческие начала. Заложить нравственные основы,

которые сделают детей устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей, воспитать и сохранить человеческое в наших детях – главные идеи нравственных качеств личности.

Знакомство с русским народным творчеством всегда обогащает и облагораживает.

Человек, незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа – человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего. Следовательно, необходимо приобщать дошкольников к национальной культуре, воспитание у них любви, уважения к своей малой Родине.

Великолепным средством приобщения детей к народной культуре является устное народное творчество: сказки, песенки, поговорки, потешки, хороводы и т. д. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, зле, уважительное отношение к труду, восхваляются положительные качества и т. д. Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки — это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове.

Воспитательно-образовательный процесс ведется по следующим направлениям:

  • Гуманитарное — знакомство с фольклором, как духовные и нравственные аспекты традиционной культуры, знакомство с историей родной земли, знакомство с энтографией –убранство избы, одежда – национальный костюм;
  • народно-прикладное – учит красоте восприятия вещей обихода-рукоделие, игрушка, роспись посуды, ремесла. Приучает к трудолюбию, усидчивости, терпения;
  • формирование здорового образа жизни — развитие ловкости, пластичности, развитие интеллекта;

В работе используются все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, заклички, прибаутки). Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим ценностям.

В процессе работы решаются задачи.

  1. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
  2. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.
  3. Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.
  4. Воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.

Используются следующие методы: — наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий); — словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок ); — игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Детям нравится участвовать в литературных викторинах, «Вечерах русской старины» и досугах «Что такое доброта», «Посиделки у самовара». Речевые и музыкальные народные игры «Ходит Ваня», танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка; — практический метод : упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий. Дети учатся находить средства выражения образа в мимике, жестах интонациях. А так же дети учат показывать действия персонажей — как бегает мышка, крадется кошка, идет вперевалку медведь. В процессе работы с детьми разыгрываются этюды из сказок – вот какая красивая лисичка, у нее игривая походка, лягушка прыгает растопырив лапки, зайчик скачет по лесу, оглядываясь не идет ли волк. Игры в сказки развивают у детей фантазию, творческие способности, ребенок чувствует себя героем, волшебником.

Большое значение в приобщении малышей к народной культуре отводится развивающей среде. В группе создается уголок, где дети знакомятся с национальными предметами, обрядами, устным народным творчеством. В уголке оформлены альбомы по народному творчеству, имеются куклы в русских народных костюмах. Создана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками, отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные настольный театры, по сюжетам русских народных сказок. Подобранные предметы русского народного творчества, являясь частью группы, служат местом для игр, развлечений, праздников и бесед с детьми.

В детском саду создан музей русского народного быта «Русская изба».

Первые посещения «Избы» были посвящены знакомству с предметами быта, их названиями, предназначениями, использованием. Особое внимание уделяется расширению активного словаря детей с использованием названий предметов быта — горшок, крынка, лучина, кувшин. деревянная прялка, веретена, имитация русской печи с ухватами, кочергой, на печи «греются» железные утюги с углями. На столе «пыхтит» самовар, деревянные ложки. Все эти предметы быта постоянные «участники» фольклорных праздников и занятий. На занятиях используются игрушки в виде животных, которые часто встречаются в фольклорных произведениях – котик, собачки, петушок, курочки, коровка, козочки, которым адресуются песенки, прибаутки, потешки, пестушки.

Воспитатель принимает образ хозяюшки, одевается в народный костюм и принимает гостей, с этим образом проводится целая серия занятий – «В гостях у бабушки», «Долог день до вечера, коли делать нечего» и другие. В работе используются сказочные или фольклорные персонажи – петрушка-представитель народной мудрости, фольклорный персонаж, непременный участник уличных представлений. Он загадывает загадки, задает вопросы, дает задания, затевает с детьми разные игры, забавы. В старших группах предлагается детям поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. У детей формируется желание быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Через оценку взаимоотношений героев сказки дети подводятся к пониманию противоречий в окружающем мире, необходимостью выбора, потребностью решать противоречия, возникающие в жизни. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переходят в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. В игре — драматизации не упускается из виду такое направление деятельности, как сюжетно-ролевая игра с использованием персонажей и сюжетов, взятых из сказок и театрализованную игру для зрителей.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования патриотических чувств и развития духовности. Формирование интереса к прошлому нашего народа в детском саду проводятся фольклорные праздники: «Масленица», «Жаворонки» с выпечкой «жавороков», где дети водили хороводы, пели заклички, «Яблочный спас», «Рождество», «9 мая», «Пасха», «Хлеб всему голова». Особое внимание уделяется проблеме сотрудничества и взаимопонимания с родителями. Привлекаются родители для создания костюмов, даже к участию в праздниках и досугах.

В результате приобщения дошкольников к устному народному творчеству, дети научились чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка, обогатился словарь за счет эпитетов, сравнений, сказочной лексики.

«Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует и сам народ». (Ушинский)

Источник

Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
статья (старшая группа) по теме

Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как средство патриотического воспитания, в частности.

Скачать:

Вложение Размер
f.docx 23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых – привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Россия – родина для многих, но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Именно поэтому духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Ещё в своё время К.Д. Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Так, нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Однако, типовая «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» как руководство и основной документ для воспитателей таких задач не ставила. Правда, уже в младших группах Программой предусматривалось приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, качалкам, игрушке-забаве и др.), малышей знакомили с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. Кроме того, в Программе присутствовали задачи по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту усложнялись задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом.

Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Можно предположить, что это происходило потому, что в «Программе…» задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обобщённо. Например: «Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу»; «Познакомить с некоторыми изделиями народного искусства» и т.п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у педагога чаще всего не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность также не давала возможности реально приобщать детей к народной культуре.

Давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, достаточно редко (от случая к случаю) используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускали в них очень важные смысловые оттенки или пересказывали русские народные сказки на современном языке. Воспитатели зачастую недооценивали присказки, заклички, потешки, поговорки, народные игры, плохо их знали наизусть и поэтому не всегда могли использовать к месту. Музыкальные руководители, воспринимая народные песенки как попевки-распевки, почти не включали их в игры и праздники, увлекаясь современным материалом.

Исходя из вышеизложенного, по патриотическому воспитанию (другими словами, приобщению детей к истокам русской народной культуры) мною были определены приоритеты в предполагаемой работе:

  1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка,
    воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны
    быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста
    понять, что они – часть великого русского народа.
  2. Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, ярмарки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  1. Проведение народных праздников и укрепление традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с

трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Таким образом, цель работы по приобщению детей к национальному искусству вижу в систематическом использовании в практике своей работы всех разновидностей (жанров) народного творчества посредством знакомства и исполнения произведений фольклора, который способен привить детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, приучить их видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней; простые попевки произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий игровых песенных припевов, через интонирование прибауток и скороговорок возможно подготовить детей к исполнению более сложных произведений песенного репертуара взрослого фольклора: игровых, шуточных, лирических песен и уже как вершина творческих достижений – это участие детей в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, которые в совокупности включают различные жанры народного песенного и поэтического творчества – именно там, где дети смогут применить все свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового народного пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.

Именно такой представляется мне стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине на занятиях по музыкальному воспитанию.

Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров – прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники: ярмарки, театрализованные сказки. На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.

Так, прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.

Небылицы – это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные, и зачастую все поставлено «с ног на голову». Какие только фантастические картины не возникают в рассказах и песнях: безногие бегают; мужик тащит телегу, в которой сидит лошадь; кочан капустный несет зайца в зубах; медведь, как птица, летает в облаках; вода горит и с неба падает пельменный дождь… Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.

Скороговорки. Не каждому из детей удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда. Хотя и говорится, что «всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь», детей это не останавливает, а только подогревает их интерес. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Целый ряд скороговорок музыкально интонируется. К ним даны напевы. Исполнять скороговорку, интонируя ее на простейшую мелодическую попевку, легче, чем просто произносить. Музыкальные скороговорки можно использовать в работе по совершенствованию вокальных навыков, четкого произношения слов, правильной дикции.

Игровые и плясовые песни – образно яркие, напевные, поэтичные. Исполняя с детьми эти песни, можно устраивать импровизированные хороводы и пляски, выделяя, прежде всего, ярко выраженное игровое начало. Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры в той или иной мере могут быть внесены почти в любую песню. Тогда пение может сопровождаться разыгрыванием действия по сюжету песни. Иначе говоря, происходит разыгрывание элементов народной драмы, заложенных во многих игровых и плясовых песнях.

Загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Предмет, который загадан, «лицо», скрывается под «личиной» – иносказанием или намеком, окольной речью, обиняком. Каких только загадок ни придумано, чтобы проверить внимание, смекалку, сообразительность. Одни состоят из простого вопроса, другие похожи на задачки. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идет речь, а также умеет разгадать в словах скрытый смысл. И если ребенок смотрит на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая красоту и богатство его, то всякий мудреный вопрос и любое иносказание в загадке будут разгаданы. Загадки можно вставлять в сценарии театрализованных представлений и праздников.

Все свободное время дети играют. Во дворе и в комнате, на улице и на берегу речки… Почти в каждой местности есть свои игры, которые здесь родились и получили распространение. Во многих играх поются короткие или длинные песни – игровые припевы, исполняющиеся на простые, доступные каждому ребенку мелодии. Игра – всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем.

Хоровод – это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Отличает их высокая художественность напевов и поэтических текстов, красота и сценичность хороводных гуляний. В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы, особенно в ее весеннем цветении. Любовно воспеваются в песнях широкие луга – место хороводных гуляний, покрывающая их «травушка-муравушка», кудрявая березка… Дети украшают себя венками из свежераспустившейся зелени и цветов. Участвуя в хороводе – маленьком театрализованном представлении, – ребенок будто переносится в иной мир, становится царевичем и царевной и т.д. Здесь все зависит от воображения, от того, как хорошо малыш сможет представить и сыграть то или иное действующее лицо. Одни игры и хороводы помогают представить себя сильными, ловкими, меткими. Другие – развивают сообразительность и смекалку. Третьи – дают почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть ее.

Произведения народного творчества могут жить присущей им жизнью: ведь сказка должна сказываться, загадка – загадываться, игра – играться; песня только тогда и песня, когда ее поют. И в наших силах сделать так, чтобы они жили не только в рассказе о них, то есть книжной жизнью, но еще и прежней, настоящей – устной. Для этого надо устраивать театрализованные представления или фольклорные праздники, где весело только тому, кто и сам поет песни, водит хоровод, загадывает и отгадывает загадки, проговаривает скороговорки. На этом празднике каждый и гость, и хозяин. Успех фольклорного праздника во многом зависит от того, насколько готовы к нему не только дети, но и взрослые. Готовность к игре – это не просто знание того, что за чем идет и по каким правилам – это, прежде всего, самое серьезное отношение к ней.

На мой взгляд, фольклорные праздники, в частности, ярмарки – это наиболее яркое, интересное, красивое, веселое, артистичное, балагурное, коллективное, насыщенное яркими впечатлениями действие. Каждый ребенок может принять участие в ярмарке, даже если он не является участником постановки, он может быть вовлечен в действие тем, что станет участвовать в играх вместе с актерами, петь песни, отгадывать загадки. Сценарий ярмарки позволяет выделить роль каждому ребенку соответственно его возрасту и творческим возможностям. Можно с точностью сказать, что ярмарка объединяет в себе все жанры народного творчества, за что и являлась излюбленным время провождением русского народа в былые времена и остается веселым праздником в жизни современных детей.

На протяжении трех лет веду целенаправленную и систематическую работу в направлении изучения народного творчества, воспитывая в детях бережное, любовное отношение к русской культуре и народным традициям: все это происходит в интересной игровой форме, с малышами учим народные прибаутки, колыбельные песенки и т.п.

Источник

Читайте также:  Как народными средствами избавиться от папилом
Adblock
detector