Меню

Народная педагогика как средство воспитания старшего дошкольника



Народная педагогика в воспитании детей
консультация на тему

Приобщение ребенка к социальным взаимоотношениям.

Скачать:

Вложение Размер
narodnaya_pedagogika_v_vospitanii_detey.docx 16.67 КБ

Предварительный просмотр:

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

ИЗ ВСЕХ ЧУВСТВ РАДОСТЬ

ВСЕГО ЛУЧШЕ ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ

СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА. ОН ОХОТНЕЕ

ВСЕГО ОТДАСТСЯ ЭТОМУ ЧУВСТВУ,

И НА ЭТОЙ ПОЧВЕ ДУША ЕГО ЛЕГЧЕ

ОТКРЫВАЕТСЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

С первых лет жизни у ребенка воспитываются гуманное отношение к людям, внимание, забота, отзывчивость. Во главу угла ставится развитие доброты, умение делать добро, бескорыстно давать его людям. Доброта, справедливость, здоровье — все это расценивалось в народе как необходимые условия для счастливой и полноценной жизни человека. Пожелания и надежды матери именно таким воспитать свое дитя мы находим в колыбельных песнях.

«Она вырастет велика,

Будет в золоте ходить,

Под ногами тереть!

Нянькам и мамкам обноски дарить,

Сенным девушкам — по ленточке,

Молодым молодкам — по кокошничку,

А старым старухам — мягкий калач,

Да еще с патокою».

Отличительной чертой народной педагогики является то, что познание окружающего мира, приобщение ребенка к социальным взаимоотношениям происходят не путем прямого наставления, а посредством наталкивания на размышления. Тем самым передается и усваивается не конкретный опыт, зафиксированный в содержании того или иного народного воспитательного средства, а мысль, выведенная из этого опыта. Это особенно убедительно подтверждается в народных сказках. Во многих из них дается идеальный образ ребенка («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Морозко» и др.), который характеризуется добротой, трудолюбием, послушанием.

Сюжет сказки исподволь подводит ребенка к мысли о том, что добрая, послушная, не теряющая самообладания девочка даже в трагической жизненной ситуации находит волшебного помощника, который изнутри как бы подсказывает, как ей поступить, указывает тот свет, ориентируясь на который она может выйти из трудного положения. В мироощущение ребенка ненавязчиво входит образное понимание того, что целеустремленность, трудолюбие, вежливость и т.п. являются гарантией счастливого исхода, вселяется уверенность в возможности выхода из трудной ситуации, что рождает оптимистический взгляд на будущее.

Положительными чертами другого свойства наделялся в сказках образ мальчика: ловкость, находчивость, смекалка («Жихарка», «Мальчик с пальчик», «Ермилка и лесной боров»). Близкие и понятные образы героев сказок, ровесников детей, наделенные положительными нравственными качествами, входя во внутренний мир слушателей, создают уверенность в возможности преодоления невзгод, внушают веру в счастливый конец, побуждают к поиску выхода из сложной ситуации.

Приобщаясь к народной культуре, ребёнок постепенно принимает возрастные нормы поведения, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, познает мир и людей. Все это происходит в обществе, которое является для ребенка традиционной воспитательной средой и которое несет в себе социальный опыт, накопленный поколениями. Народная педагогика, передавая этот социальный опыт, ориентирует тем самым ребенка на общество, а не на личность. Общество ненавязчиво, ненастойчиво направляет каждого своего члена с младенческих лет в русло отшлифованных поколениями традиций. Поколения меняются, традиции народной педагогики остаются.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«История воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, материальной и духовной культурой» К.Д. Ушинский.

Народная педагогика – это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и т. д.

Народной педагогикой называется область народных эмпирических знаний, в которых находят свое отражение цели и задачи воспитания, совокупность народных средств, умений и навыков воспитания и обучения.

Актуальность. Актуальность проблемы нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфичес.

Сказка- сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т. е. в них содержатся педагогические идеи.

Народная педагогика — это совокупность знаний сохранившихся в традициях, в устойчивых формах общения представителей различных поколений друг с другом. Доброта, гуманность, отзывчивость, милосерд.

Сказки являются важным воспитательным средством.

Источник

Роль народной педагогики в работе с детьми дошкольного возраста
статья

Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки.

Скачать:

Вложение Размер
rol_narodnoy_pedagogiki.docx 22.29 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Елена Леонидовна Зацепина , учитель-логопед, МДОУ «Колосок», Серпуховский район

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык,

он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.

• Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель;

• оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом,

среди которого он живет, с его историей и стремлениями,

как ни мог бы познакомить, ни один историк;

• оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик;

• оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

О дной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта , создаваемого веками громадным количеством предшествующих поколений. С веками, передаваясь от поколения к поколению, правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, заповеди-запреты и заповеди-разрешения оттачивались, конкретизировались и дошли до нас.Так постепенно от века к веку шло становление народной педагогики, традиционной культуры воспитания.

Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную систему обучения и воспитания.

Академик Г.Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности».

Человек – связующее звено, по меньшей мере, трех столетий. Народная педагогика в действии – это сохранениепедагогических традицийв роду в течение трех веков. Педагогика неразрывно связана с историей народа, является его коллективным творчеством. Она существует столько, сколько существует народ.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Родители, где бы они ни жили, какой бы ни представляли народ, поднимая к свету и жизни ещё зелёные ростки, воспитывают в своих детях любовь к Родине, матери, труду, заботятся о нравственном и физическом здоровье подрастающего поколения. Это «киты» народной педагогики.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дошкольный возраст является периодом особой восприимчивости к звуковой стороне речи, к языку, к образным выражениям, к характеристикам персонажей и главных героев художественной литературы, в том числе фольклора. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.Для решения этой задачи в народной педагогике использовались самые различные средства. Повторение потешек способствует раннему развитию речи: ребенок вычленяет часто повторяемые звуки, запоминает их и начинает повторять. Кроме того, сказки и потешки рисуют перед ребенком картину огромного и интересного мира, насыщенного приключениями: так дети получают энциклопедические знания. Наконец, они учат малыша правилам поведения, нравственности и морали, формируют понятие «хорошо- плохо».

А всевозможные игры с пальцами и ручками («Ладушки», «Сорока-ворона» и т. д.) – это и хороший массаж, и средство развития мелкой моторики, которая, в свою очередь, стимулирует развитие мозга. Сила народной педагогики, народных традиций заключается в «облагораживании» человеческой души.

Значение колыбельной песни в развитии гуманных начал человеческой личности подчеркивалось разными народами. Например, горцы про никчемного человека говорили: «Наверное, мать не пела над его колыбелью». А чуваши, характеризуя злого человека, утверждали, что «он слушал, лежа в колыбели, не пение, а ругань».

Русский педагог К.Д.Ушинский считал,что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики. Они издавна были самой эффективной формой педагогического воздействия на личность.

Сказки играют особую роль в нравственном воспитании ребенка. Они помогают показать детям: как дружба помогает победить зло («Зимовье»); как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»). Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница. ), а для мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

В большинстве русских народных сказок главный герой — богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается он с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.

В сказках часто дается образец отзывчивого отношения к окружающему (отношение Мартынки к животным в сказке «Волшебное кольцо», отношение Аленушки к окружающим объектам в сказке «Гуси-лебеди» и т.д.).

Практика показывает: сказки можно использовать и как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки. Они знают кто из героев плохой, как помочь обманутому и обиженному, как защитить его. У детей хрупкая и ранимая психика, и сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать им об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью.

Для воспитания детей дошкольного возраста фольклор не утрачивает своего воспитательного воздействия. Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи – в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности (2, стр. 4).

Современные психологи давно уже осознали ценность народных педагогических методов. В наше время почти не слышны призывы отвернуться от наследия прошлого, смотреть вперед, а не назад.

Интуитивно, без всяких научных исследований, лишь доверяя традиции, наши предки занимались ранним развитием детей– сами того не зная. Они закаляли их, не создавая тепличных условий. Городской ребенок шагнул с тропинки на мокрый от дождя луг: «Нельзя!». Потянул руки к березовой ветке: «Нельзя!». Разулся – и по лужам босиком: «Нельзя!». Как красные флажки на охоте, как светофорный окрик: «Нельзя!». А что можно? Слушаться, молчать, не двигаться… Сколько своими «нельзя» мы погасили ростков любознательности, радости, желания перемерить мир своими шагами. Черными, как чертова кожа, ступнями, не знающими летом тесных сандалий цепких резинок носков, деревенские ребятишки салютуют о свободе, с которой они познают мир. Их нервную систему трудно «истощить», ибо она всегда в прямом контакте с таким мощным аккумулятором, как земля.

И разве ребенка воспитывают только люди? А птицы, что встают в саду раньше самой проворной хозяйки, — не воспитывают? А цыплята, которые пьют, толкаясь, из старой миски? А река, а лес, а земля?

Есть педагогика труда, педагогика природы, педагогика сказок и пословиц…

Воспитательная возможность народной педагогики, как верно отмечает А.А. Данилов, заключается в том, что она помогает уяснить общий смысл важнейших категорий и понятий нравственности: добро-зло, щедрость-жадность, честь, скромность, долг и т.д. Первенство здесь отдается фольклорному материалу, его нравственной сущности. Обращение к огромному и богатому миру русской культуры особенно необходимо еще и потому, что она животворно и очищающе влияет на маленького человека. Напившись из этого чистого родника, он познает сердцем родной народ, становится духовным наследником его традиций, а значит, вырастает настоящим человеком (2, стр.7).

И в заключение хочется отметить : дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Сейчас, воспитывая подрастающее поколение, необходимо обращаться к такому ценному учебнику жизни, как народная педагогика. Свод законов тут прост, но в них огромен многовековой опыт поколений. В этой сокровищнице житейской мудрости немало поучительного могут найти и ученые-педагоги, и родители.

Но мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки. Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а «человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить своё место в мире, человек лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём», — сказал Ч. Айтматов.

Наивно было бы полагать, что народная педагогика поможет нам решить все сложные проблемы нашего бытия. Всему свое место. Но можно с уверенностью утверждать, что в опыте наших отцов и дедов есть зерна такой мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168с.

3. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. – 1991. — №9. – С.16-20.

4. Измайлов А.Э. Народная педагогика. М.: «Педагогика», 1991.

5. Макаренко А.С. О воспитании в семье. М.,1955.

Источник

Народная педагогика как основной источник дошкольной педагогики

Светлана Ткаченко
Народная педагогика как основной источник дошкольной педагогики

Проект «Народная педагогика как основной источник народной педагогики»

Проект предназначен для педагогов и родителей, психологов и логопедов

Проблема формирования гармонически развитой личности приобретает сегодня особую остроту в связи с тем, что кризисные периоды уходящего века практически предали забвению одну из наиболее действенных, проверенных поколениями педагогических систем, а именно — народную педагогику, аккумулирующую многовековую мудрость и опыт воспитания подрастающего поколения.

Изучение народной педагогики, как основного источника воспитания детей дошкольного возраста

Мы считаем, что духовно-нравственные качества личности можно развивать у детей дошкольного возраста по средствам народной педагогики.

В контексте ФГОС духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся определены как задачи первостепенной важности.

Стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие воспитываемых на основе их приобщения к национальным ценностям.

Работая над этим вопросом, мы обратились к народной педагогике

Необходимо донести до сознания ребёнка, что он является носителями народной культуры. Для этого необходимо обратиться к истокам, и, в первую очередь, к фольклору. Фольклор – это основное средство народной педагогики. содержание отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, чувства наших предков.

Ребёнок, введенный в фольклор, – это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся и в горе и в радости, принимающий и понимающий условный образный язык художественного воплощения действительности, способный перенять опыт предков и передать его другим поколениям.

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики связанная с разработкой технологии образования и развития дошкольников в разных видах деятельности (А. Г. Гогоберидзе).

. Предмет дошкольной педагогики — процесс воспитания детей дошкольного возраста, его цель, задачи, содержание, формы, методы, средства.

Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. среди которого он живет. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогическогоматериала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. И, мы, педагоги, должны держать в памяти большой запас песенок,, потешек. Чтение народных песенок, потешек мы сопровождаем показом наглядного материала, т. к. с помощью наглядного материала более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста.Одну и ту же потешку мы обыгрываем разными способами: сопровождаем чтение действием игрушки, используем пальчиковый театр, шапочки разных персонажей.

Народная педагогика — составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ.

Исследователи народной педагогике Ушинский К. Д., Макаренко А. С., Сухомлинский В. А., показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга.

Чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды, опыт охоты, сооружение жилища и т. д. Так постепенно, от поколения к поколению формировалась народная культура. Народная педагогика всегда была тем источником, из которого с древних времен люди черпали идеи, способствовавшие формированию личности, подготовке подрастающего поколения к жизни. Ни одно поколение не обходилось и не обходится без опоры на материальные и духовные достижения предшествующих поколений.

В современных условиях педагоги дошкольного образования при внедрении ФГОС, с удовольствием опираются на народные традиции.

Решающее значение в достижении поставленных целей приобретает качество взаимодействия взрослого с детьми. Позиция равноправия, сотрудничества, принятия ребёнка во всех его проявлениях, формирование толерантности и гражданской идентичности является основным условием полноценного социально — коммуникативного воспитания в условиях ДОУ. При этом большим подспорьем в организации образовательной работы должна стать именно народная педагогика. Таким образом мы видим, что дошкольное образование опираясь на народную педагогику, воспитывает всесторонне развитую личность (ребенка).

Сказка помогает детям разобраться в характерах героев, их поступках, их отношениях с другими персонажами сказки, учит детей жизни, и показывает хорошее и плохое. Все эти моменты делают сказки ценным материалом для воспитания детей дошкольного возраста.

Сказки развивают фантазию, мышление, внимание и память. Почти все дети любят повторять троекратные фразы из сказок, любят при чтении сказок добавлять окончание фраз, им нравятся песенки и небольшие стишки из сказок. Этот процесс повторения способствует развитию духовности ребенка, его нравственности, развивает речь малыша, творческие способности. И потом, на конкретных примерах сказки лучше учиться уму-разуму, чем просто слушать мамино нравоучение.

Сказки – сокровищница педагогических идей.

По данным анкетирования родителей, мы узнали, что детям нравятся больше всего волшебные сказки.

Читая сказку, мы учим детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова.

Благодаря сказкам, прививаются жизненные ценности, формируется характер и привычки малыша, приобретаются хорошие навыки. Так же сказки способствуют психологическому развитию ребенка и его становлению полноценной личности.

В заключение, хочется отметить еще один немаловажный момент. На наш взгляд, он не менее ценен, чем все вышеперечисленные достоинства, открывающиеся в процессе чтения книг. Время, которое родители проводят с ребенком, сближает их и в дальнейшем поможет открыто общаться между собой, делясь самыми сокровенными чувствами и мыслями.

Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребёнок встречается, начиная с раннего возраста.

В сказках отражается реальная человеческая жизнь. Отсюда её познавательное значение.

Сказка преображает действительность. Сказки пропитаны оптимизмом, имеют счастливые концовки, выражают веру народа во всемогущество человека, его мечты о будущем. В этом заключено воспитательное значение сказок.

Отрываясь от мифологии и религии, но сохраняя связь с народом, сказка дошла до нас как высокохудожественное произведение народного творчества. В этом её эстетическое значение.

Таким образом, сказки, позволят нам решить задачу национального воспитания и всестороннего развития ребенка. Возрождение народных традиций в сказках поможет приостановить процесс вымирания народной педагогики, и окажет огромное влияние на воспитание здорового психически и физически подрастающего поколения.

Источник

Читайте также:  Лечение фронтита народными средствам
Adblock
detector