Меню

Народная медицина восточных славян



Народная медицина восточных славян

Известно, что у восточнославянских народов медицина включает в себя как народные средства, так и разные магические приемы.

В старину самыми распространенными были растительные лекарства, а зелье было главным средством лечебных рекомендаций. Лечением занимались большей частью пожилые женщины, называли их лекарками, травницами. Чтобы унять хворобу у заболевших, они применяли настойки и порошки из трав.

К XVI веку развилась широкая торговля лекарственных трав в «зелейных» рядах. Первая русская аптека (1581 год) размещалась в Кремле и снабжала лекарствами только царя и его семью. В XVII веке в столице был учрежден Аптекарский приказ, в котором было сосредоточено все аптекарское и врачебное дело в стране.

Был начат организованный сбор лекарственных растений. Для этого была установлена натуральная «ягодная» повинность. Для этого глашатаи ходили по деревням и призывали «знающих людей» к сбору лекарственных растений и изготовлению из них лекарств.

В Аптекарском приказе имелись особые чиновники «травники», разбиравшие присланные из разных мест травы. Одними из первых русских медицинских сочинений были, так называемые, «травники», «вертограды» с описанием растений. Особенно усердно занималась сбором народных знаний «книжная» женщина Древней Руси — Евпраксия, внучка Владимира Мономаха, обобщившая народный опыт и собственные наблюдения в трактате «Мази».

В лечебной практике народа примешивались также и магические элементы. Большое значение придавалось заговорам и заклинаниям. Внутренние болезни, выражающиеся в общем недомогании, считали причиной «действие злого духа». Для лечения таких болезней применяли «обереги», а лечили их знахари. В течение многих веков знахари заменяли крестьянам врача.

Наряду с положительными сторонами в народных способах лечения было много несовершенного и неправильного, и они далеко не всегда давали хорошие результаты. Однако исторические документы свидетельствуют, что многовековой опыт народа привел к нужному применению лечебных трав. Их употребление постепенно стало входить в научную медицинскую практику с самого начала ее появления на Руси.

По материалам статьи А.Е. Порваткиной «Народная медицина восточных славян», Саратовский ГМУ им. Разумовского Минздрава России.

Источник

Медицина древних Славян

Доктор едет, едет сквозь снежную равнину

Порошок целебный людям он везет

Человек и кошка порошок тот примут

И печаль отступит, и тоска пройдет

Наши мудрые пращуры, имели развитую целительную традицию, медицину. Она основывалась на их мировоззрении, то есть на единении человека с природой, и совершенно естественно, в ее основе лежало использование природных компонентов.

Конечно, многие тысячелетние рецепты, передаваемые из поколения в поколение, и прошедшие тысячелетнюю проверку, были «оформлены» в соответствии с их верой, но это по факту никак не влияло на их эффективность и суть. Это было сделано скорее для наглядности и красоты, своеобразная дань традициям и Родной вере.

На практике использовались все те растения и природные компоненты, которые только в последнее время признала и приняла спесивая современная медицина, это кора и почки деревьев, травы, грибы и еще огромное множество продуктов животного происхождения.

В наше время сохранились старинные травники, целебники, лечебники, хранящие в себе ведические медицинские знания, даже не смотря на гонения на знахарей и волхвов , после насильственного крещения Руси . Под улюлюканье дремучего и зашоренного народа, были уничтожены тысячи представителей и представительниц народной медицины. Волхвы и знахари, из посредников между богами и людьми, превратились в ведьм и колдунов, нечистую силу .

Вместе со снадобьями использовали заклинания, наговоры, заговоры, основанные на силах природы, стихиях, олицетворенные в Родных богах, таких как Перун , Макошь , Стрибог и даже Чернобог и Морена . Зачастую они звучали как стихи и работали на основании своих уникальных вибраций, изгоняющих болезни и хворь. В современном мире даже уже появился термин, музыкальная терапия .

Естественно целители применяли и физические методы воздействия на больные места человека, спасали от переломов, вывихов, растяжений и ранений.

Особое место в ведической культуре целительства уделялось женщинам, они наделялись особой, мистической силой. Поэтому нет ничего удивительного в том, что недуги и хвори носили женские имена: лихо , трясуха, червуха и т.д…

Славяне считали себя потомкам богов, и поэтому строили свою жизнь так. что бы быть достойной частью вселенной, как в духовном плане так и в физическом плане. Из глубины веков до нас дошли их заповеди о здоровье и здоровом образе жизни. Если транслировать их на современный язык, они будут выглядеть так:

— Необходимо почитать свое тело, как величайшее проявление жизни

Читайте также:  Укус осы народные способы лечения

— Необходимо отказаться от неживой пищи и дурманящих напитков

— Необходимо питать свое тело естественными, живыми продуктами

— Необходимо уделять время для заботы о своем здоровье

— Необходимо восстанавливать энергию своего тела, за счет гармоничного баланса труда и отдыха

— Необходимо очищать свое тело, ткани и кровь свежим воздухом и светом Ярилы

— Необходимо отказываться от приема пищи, если твой разум или тело плохо себя чувствуют

— Необходимо контролировать свои мысли, эмоции

— Необходимо всегда пополнять свои знания законов природы, радоваться своему труду

— Необходимо следовать законам природы, ведь здоровье это божественное право, пользуетесь им правильно.

Древние целители никогда не рассматривали человека, как исключительно физическую сущность, для них он был триединством всего сущего, духовного, физического и сознательного. Совокупность и взаимодействие 3–х уровней, Прави, Яви и Нави. В человеке это проявлялось как дух, душа и тело. Соответственно и целительство подразумевало работу во всех этих планах.

Стоит уделить внимание и происхождению таких слов как лекарь, доктор, врач.

Слово лекарь – в современном мире несколько устарело, но его происхождение не вызывает ни у кого ни каких сомнений, это производное от глагола лечить.

Слово доктор – имеет латинское происхождение, образовано от doceo – то есть учить, обучать, а буквально – ученый. Постепенно. В разговорной речи оно приобрело значение ученый, дипломированный медицинский работник, врач закончивший ВУЗ, в отличии от «безграмотных» лекарей, знахарей и волхвов.

А вот со словом врач, дела обстоят несколько по-другому. Здесь необходимо обратиться к родственному болгарскому языку, в котором слово врач – это знахарь, колдун, предсказатель. А глагол врачити означает гадать, лечить, предсказывать. То есть получается, что врач – это знахарь, заговаривающий болезни.

Исторически заключенное значение говорить – в слове врач, сохранилось в современном глаголе врать. Об этом могут свидетельствовать данные родственных языков и не только, например, в историческом романе А.С. Пушкина Капитанская дочка, есть такая фраза отца Герасима: «не все то ври, что знаешь!»

Таким образом, слово врач и слово врать, которые в современном русском языке вроде бы и не имеют ничего общего, исторически получаются неразрывно связанны друг с другом, и к сожалению, во многих современных медицинских учреждениях – не только исторически.

Слава Богам и Предкам Наша!

Всем солнца и добра! Понравилась статья? Ставь любо и подписывайся на наш канал.

Источник

Медицинские интернет-конференции

Народная медицина восточных славян.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И.Разумовского Минздрава России, кафедра гуманитарных наук.

У восточнославянских народов медицина включает в себя , как народные средства ,так и разные магические приёмы. Самыми распространёнными были растительные средства лечения. Зелье было главным средством лечебных рекомендаций . Лечением занимались большей частью пожилые женщины, называли их лекарками , травницами. Для лечения они применяли настойки , порошки из трав. К XVI веку развилась широкая торговля лекарственных трав в «зелейных рядах». Первая аптека в России (1581 г.) размещалась в Кремле и снабжала лекарствами только царя и его семью. В конце XVII века был учреждён в Москве Аптекарский приказ , в котором было сосредоточено всё аптекарское и врачебное дело в России. В начале XVII века Аптекарский приказ приступил к организованному сбору лекарственных растений . Для этой цели была установлена натуральная «ягодная» повинность . Особые глашатаи ходили по деревням и призывали «знающих людей» к сбору лекарственных растений и изготовлению из них лекарств . В Аптекарском приказе имелись особые чиновники «травники» , разбиравшие присланные из разных мест России травы . Одними из первых медицинских сочинений в России были так называемые «травники» , «вертограды» с описанием растений. Особенно усердно занималась сбором народных знаний «книжная» женщина Древней Руси – Евпраксия, внучка Владимира Мономаха , обобщившая народный опыт и собственные наблюдения в трактате «Мази».

В лечебной практике народа примешивались также и магические элементы . Большое значение придавалось заговорам , заклинаниям. Внутренние болезни , выражающиеся в общем недомогании, считали причиной «действие злого духа» . Для лечения таких болезней применяли «обереги», а лечили их знахари. В течение многих веков знахарь заменял крестьянам врача . В уставе князя Владимира Мономаха употребление заговоров было отнесено к юрисдикции церковного суда . При императрице Екатерине II суеверия преследовались с особой силой . В 1770 году был составлен «Указ о наблюдении за появлением во вверенных местностях суеверий и ложных чудес и пресечении их».

Читайте также:  Народные методы лечения грибка ногтевой пластины

Наряду с положительными сторонами в народных способах лечения было много несовершенного и неправильного и они далеко не всегда давали хорошие результаты. Однако исторические документы свидетельствуют , что многовековой опыт народа привёл к правильному применению с лечебной целью различных трав, употребление которых постепенно стало входить в научную медицинскую практику с самого начала её появления на Руси.

Источник

Восточные славяне. Врачевание и гигиенические традиции. Магические приемы врачевания

Древнейшее государство восточных славян, известное в истории как Киевская Русь, сложилось в первой половине IX в. К этому времени на Руси сформировались раннефеодальные отношения. Древние славянские города Киев, Смоленск, Полоцк, Чернигов, Псков, Новгород становились крупными’ центрами ремесла и торговли. Важнейшей торговой артерией древней Руси был «великий путь из варяг в греки», который связывал Русь со Скандинавией и Византией.

Важным событием в истории Руси было принятие христианства в качестве государственной религии в 988. г. при князе Владимире (978—1015). Этот серьезный политический акт не был случайным событием: возникновение социального неравенства и формирование классов явились объективными историческими предпосылками для замены языческого многобожия монотеизмом. Христианство на Руси было известно с IX в. Многие приближенные князя Игоря (912—945) были христианами. Княжившая после Игоря его жена Ольга (945—969) посетила Константинополь и приняла крещение, став первым христианским монархом на Руси. Большое значение для распространения идей христианства в Киевской Руси имели ее давние связи с Болгарией — посредницей в передаче культуры, письменности:и религиозной литературы. К концу X в. Киевская Русь уже вошла во взаимодействие с византийской экономикой и христианской культурой.

Начало русской культуры лежит в глубоком самостоятельном развитии восточнославянских народностей, начиная с антских племен (VI в.) и походов славянских племен на Византию. Культура, созданная в VI веке антскими племенами, послужила основой для богатой и яркой культуры Киевской Руси. Высокая культура Киевского государства, видное место его в международных отношениях явились итогом многовековой истории славянских племен, существовавших до IX века.

Во второй половине IX в. восточные славяне объединились в могучее феодальное государство — Киевскую Русь, игравшее выдающуюся роль в политической и культурной жизни Европы того времени. Киевская Русь включала в себя государства Славию, которая возникла на Новгородской земле и Куявию, — на Киевской земле.

Феодальный общественный строй в Киевской Руси развился непосредственно из общинного родового строя, минуя рабовладельческие отношения. Ремесло отделялось от сельского хозяйства, возникали и росли города — ремесленные и торговые центры, распадались общины, выделялась богатая, организованная в дружины верхушка (князья, бояре, дружина), эксплуатирующая закабаленных и зависимых людей. Общество распалось на классы. Появились феодальные отношения, феодальная форма господства и подчинения. В этот период совершалось превращение свободных крестьян-общинников, ранее плативших дань князьям, в подневольных крестьян, подчиненных власти князей-феодалов. В Киевской Руси возникли и стали развиваться феодальные государство и право, формировались политические взгляды господствующего класса.

Важной составной частью феодальной надстройки в конце X — XI вв. было христианство (988). Введение христианства на Руси исторически было прогрессивным явлением, способствующим объединению княжеств, установлению и развитию экономических и культурных связей Киевской Руси с Византией и другими европейскими государствами. Вместе с христианством, пришедшим на Русь более 1000 лет назад, она унаследовала высокие духовно-нравственные ценности, которые проявлялись в милосердии, сострадании, в служении ближнему. Христианство приняло врачевание под свое непосредственное покровительство.

Наряду с распространением переводных, преимущественно, греческих сочинений, были созданы оригинальные литературные и исторические произведения. Вместе с христианством появились замечательные произведения зодчества, живописи и прикладного искусства. Богатая и могущественная Киевская Русь была государством высокой и самобытной культуры, свободной, благодаря разносторонним международным связям, от национальной замкнутости и ограниченности. В отличие от стран Западной Европы, Киевская Русь не знала влияния схоластики в науке и образовании. А.И. Герцен называл Киевскую Русь «цветущей и ясной Киевской эпохой». В Киевском государстве наряду с культурой продолжает развиваться и медицина. Зачатки врачевания у восточных славян отмечались еще в первобытно-общинном периоде.

Врачеванием занимались светские люди — мужчины и женщины, а также духовенство (главным образом, монахи в монастырях после принятия пострига). Врачевание считалось почетным занятием, многочисленные письменные памятники тому подтверждение. Для светских (вольных) врачевателей была установлена плата за лечение — в отличие от «безмездной» монастырской. Бескорыстным врачевателем слыл лечец Агапит. Среди светских врачевателей были и иностранцы (лечец-армянин Петр Сириянин).

Читайте также:  Фибролипома народный метод лечения

Для времени Киевско-Новгородского государства характерно наличие определенного уровня санитарной культуры: общественной, пищевой, личной. Внедрение в быт санитарно-гигиенических мероприятий Киевской Руси опережало соседние с ней страны. При раскопках в Новгороде был обнаружен деревянный трубопровод, бани, относящиеся к X•— XI веку. Простуду, радикулит, остеохондроз лечили в бане, здесь же рожали детей.

По уровню развития санитарного дела Древнерусское государство в X—XIV вв. опережало страны Западной Европы. При археологических раскопках древнего Новгорода найдены документы, относящиеся к 1346 г., в которых сообщается о существовании в Новгороде больниц для гражданского населения и о специалистах-алхимиках, занимавшихся приготовлением лекарств.

На территории древнего Новгорода открыты и изучены многоярусные (до 30 настилов) деревянные мостовые, созданные в X—XI вв., более 2100 построек с находящимися в них предметами гигиенического обихода, вскрыты гончарные и деревянные водосборники и водоотводы — одни из древнейших в Северной Европе (рис. 68). Заметим, что в Германии водопровод был сооружен в XV в., а первые мостовые были положены в XIV в.

Неотъемлемой составной частью медико-санитарного быта древней Руси была русская паровая баня, которая издавна считалась замечательным средством врачевания. Баня была самым чистым помещением в усадьбе. Вот почему наряду со своим прямым назначением баня использовалась и как место, где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи и делали кровопускания, проводили массаж и «накладывали горшки», лечили простуду и болезни суставов, растирали лекарственными мазями при заболеваниях кожи. Первое описание русской паровой бани содержится в летописи Нестора (XI в.). Спустя столетия известный русский акушер Н. М. Максимович-Амбодик (1744—1812) писал: «Русская баня до сих пор считается незаменимым средством от многих болезней. Во врачебной науке нет такого лекарства, которое равнялось бы силою. бане» (1783)

Были на Руси врачеватели по различным болезням: костоправы, которые лечили вывихи и переломы втиранием мазей, а также повивальные бабки, зубоволоки, кровопуски, камнесечцы и др.

Внучка Владимира Мономаха Евпраксия Зоя, изучила медицину, читая Гиппократа, Ибн-Сину и др. В XII веке она написала трактат по медицине под названием «Мази госпожи Зои-царицы», состоявший из пяти разделов: «Гигиена вообще», «Гигиена брака, беременной и новорожденного», «Гигиена питания», «Наружные болезни», «Внутренние болезни». В трактате имеются сведения и по зубоврачеванию: описывается прорезывание зубов у младенцев и меры, принимаемые при этом лечение зубной боли, устранение запаха изо рта и рекомендации по лечению различных болезней полости рта.

Трактат Евпраксии Зои хранится во Флорентийской библиотеке Лоренцо Медичи, а микро фильм рукописи, полученной в 1955 году профессором Б.Д. Петровым, находится в Российской государственной библиотеке.

Во многих рукописных источниках значительное место уделяется зубным болезням и их лечению: заговоры, заклинания, применение лекарственных средств (полоскания настоями трав, припарки семенами, компрессы, использование камфары). В Древней Руси было распространено лечение при помощи дерева.

Считалось, что дереву можно передать свою болезнь, или получить от него силу. При зубной боли отыскивали в лесу старый дуб, сдирали с его веток кору, и, вымочив ее в роднике, носили в ладанке. Под целебными деревьями укладывали больных, поили их отваром листьев, окатывали с них водой детей, при зубной боли грызли деревья».

В древнерусской литературе XII в. имеются сведения о женщинах-лекарках, бабках-костоправах, искусно производивших массаж, о привлечении женщин для ухода за больными.

В то же время врачевание в древней Руси не было церковной монополией: наряду с монастырской существовала и более древняя народная (мирская) медицина. Однако на этом этапе истории языческие врачеватели (кудесники, волхвы, ведуны и ведуньи) объявлялись служителями дьявола и, как правило, подвергались преследованиям.

В Киевской Руси существовали различные взгляды на возникновение, развитие и лечение болезней. Церковь не смогла уничтожить языческие обряды и культ и старалась заменить их христианскими. На болезнь смотрели, с одной стороны, как на гнев идолов, сил природы, с другой — как на наказание всевышнего. Поэтому и лечение, соответственно, включало в себя или исполнение языческих обрядов, или христианских (молитвы, строительство храмов и др.).

В русских летописях, наряду с описаниями болезней князей и представителей высшего сословия даны ужасающие картины эпидемий чумы и других заразных болезней, которые на Руси называли «мором», «повальными болезнями». Когда эпидемия охватывала все селение или город, на дорогах, ведущих к нему, организовывали заставы, в лесах устраивали засеки.

Источник

Adblock
detector