Меню

Курсовая народная игрушка как средство всестороннего развития детей



Народная игрушка

Этнокультурное воспитание детей. Народная игрушка и традиции национального русского искусства. Приспособление к игре как главному проявлению духовной жизни ребенка. Методические основы использования народной игрушки в воспитании дошкольников на занятиях.

Подобные документы

Возможности применения принципов педагогики, связанной с наглядностью и нарративностью мифа и народной игрушки. Приведен пример использования мифологических структур народной игрушки – паттерна конь-всадник – для интерпретации знаковых произведений.

статья, добавлен 10.07.2020

Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников. Характеристика роли игры в развитии ребят и освоении ими опыта человеческого воспитания. Анализ основной классификации развлекательных программ по педагогическому назначению и возрасту детей.

контрольная работа, добавлен 01.05.2017

Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа, ее характерные особенности, памятники, стихийно-материалистические воззрения, идеи гуманизма. Использование потенциала народной педагогики в семейном воспитании.

контрольная работа, добавлен 11.04.2010

Игрушки как специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых, их особенности, история возникновения и развития, разновидности. Оценка роли игрушки в жизни и личностном становлении ребенка.

реферат, добавлен 05.03.2013

История развития игрушки. Основные виды игрушек и их роль и место в жизни детей. Основные педагогические и художественные требования к детским игрушкам. Конструкция игрушки и материал, которого она изготовляется. Тенденции развития современной игрушки.

контрольная работа, добавлен 27.04.2013

Одна из главных задач современного воспитания старших дошкольников – воспитание любви к Родине и родному краю. Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании старших дошкольников. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре.

статья, добавлен 26.04.2019

Краткая история возникновения игрушки, ее роль и влияние на психическое развитие ребенка. Общая характеристика видов и назначения игрушек для детей от рождения до 4-х лет. Особенности отбора игрушек для мальчиков и девочек в дошкольном учреждении.

курсовая работа, добавлен 12.02.2012

История игрушки и ее педагогическое значение. К.Д. Ушинский как основоположник научной педагогики в России. Игрушка как средство воспитания в работах отечественных педагогов. Ее место в детских играх. Методика воспитательного процесса А.С. Макаренко.

контрольная работа, добавлен 28.01.2014

Особенности поведения и действий с бытовыми предметами ребенка второго года жизни. Главные игрушки и их действие на познавательные способности малыша. Правила организации игровых действий, способы развития речи ребенка. Развитие ловкости и координации.

реферат, добавлен 16.12.2014

Народная педагогика — совокупные педагогические знания и воспитательный опыт народа. Формирование концепции народной педагогики и её характерные особенности. Педагогическое воззрение народа на воспитание и обучение. Трудовое и умственное воспитание.

Источник

Народная игрушка

Этнокультурное воспитание детей. Народная игрушка и традиции национального русского искусства. Приспособление к игре как главному проявлению духовной жизни ребенка. Методические основы использования народной игрушки в воспитании дошкольников на занятиях.

Подобные документы

Характеристика народной игрушки как социокультурного феномена. Раскрытие воспитательного потенциала русской народной игрушки. Оценка психолого-педагогической ценности игр и игрушек. Определение роли игрушки в современном учебно-воспитательном процессе.

дипломная работа, добавлен 29.11.2013

Психическое развитие детей раннего возраста. Значение народной игрушки в жизни детей младшего возраста. Разновидности русских народных игрушек. Влияние игрушки на развитие ребенка. Выполнение подбора и методики ознакомления детей с новой игрушкой.

курсовая работа, добавлен 16.02.2019

Воспитание эстетического чувства у малыша с помощью игрушек. Игрушка для ребенка как определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Игрушка как средство трудового и нравственного воспитания, мощное средство творческого воображения.

статья, добавлен 24.02.2019

Исследование зависимости психической деятельности ребенка от современных игрушек. Роль игрушки в воспитании ребенка. Специфические формы игры, необходимые для развития способностей у ребенка. Участие в праздниках как форма приобщения к общественной жизни.

практическая работа, добавлен 30.10.2017

Теоретическое обоснование значения и взаимосвязи игры и игрушки. Взгляды педагогов на игру и игрушки как спутника жизни ребенка. Методическое влияние игрушки на развитие ребенка. Подбор игрушек для разных возрастных групп. Размещение и хранение игрушек.

курсовая работа, добавлен 27.06.2012

Классификация мягких игрушек и требования безопасности к ним. Необходимость получения сертификата соответствия по системе ГОСТ на игрушки. Игрушка как регулятор психического и физиологического развития ребенка. Особенности ухода за мягкими игрушками.

реферат, добавлен 17.10.2016

Анализ особенностей и средств развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Разработка методики по развитию художественного творчества детей старшего дошкольного возраста. Анализ влияния народной игрушки в развитии художественного творчества.

курсовая работа, добавлен 12.03.2017

Роль игры и игрушки в воспитании детей дошкольного возраста. Назначение моторных и дидактических игрушек. Уровни познавательной активности. Особенность здоровой психики ребенка. Активность, как качество деятельности личности. Психическое развитие.

реферат, добавлен 27.12.2010

История возникновения и развития видов игрушки как культурного феномена и предмета народного искусства. Оценка значения игрушки как предмета обучения в развитии ребенка. Раскрытие творческого и личностного потенциала ребенка при использовании игрушек.

контрольная работа, добавлен 26.06.2013

Наблюдение за организацией и руководством творческими играми дошкольников на примере старшей группы ДОУ № 270 г. Волгограда. Особенности взаимоотношений детей в игре и вне ее. Игрушка как условие развития игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Источник

Курсовая работа «Роль игрушки в развитии детей раннего возраста»

«Роль игрушки в развитии детей раннего возраста»

Скачать:

Вложение Размер
kursovaya_rol_igrushki.doc 132 КБ

Предварительный просмотр:

Глава I. Теоретические аспекты развития игровой деятельности детей дошкольного возраста 4

1.1 Понятие, происхождение и сущность игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте 4

1.2 Характеристика игрушки. Ее роль в формировании личности ребенка 7

Выводы по главе I 16

Глава II. Организация опытно-экспериментального исследования по развитию игровой деятельности у детей раннего возраста 17

2.1 Диагностика сформированности игровых умений и навыков у детей раннего возраста 17

2.2 Анализ использования разнообразных видов игрушек в различных видах деятельности детей 20

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию игровой деятельности у детей раннего возраста 22

Выводы по главе II 24

Список использованной литературы 26

Игрушка важна для развития личности ребенка. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых.

Проблема значения игрушки в жизни ребенка весьма актуальна, особенно в начале 21 века, когда у современного ребенка появляются совершенно новые интересы, связанные с внедрением в наш повседневный быт электронной техники, компьютеров; появлению на прилавках российских магазинов игрушек, которые не отвечают педагогическим требованиям.

Актуальность данной темы продиктована тем, что в игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Объект исследования: игра детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования : игрушка как средство развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Цель исследования: изучение условий развития игровой деятельности детей раннего возраста и выявление возможности игрушки как средства развития игровых умений и навыков.

Исходя из данной цели были выявлены следующие задачи исследования:

— провести анализ литературы по теме исследования;

— выявить особенности развития игровой деятельности детей ранеего возраста;

— изучить роль игрушки в развитии игровых умений и навыков детей раннего возраста;

— проанализировать предметно-игровую среду и виды игрушек для дошкольников раннего возраста

Теоретическая и методологическая основы исследования : основой исследования послужили труды таких российских и зарубежных ученых, как Абраменкова В.В.; Артемьева Е.Ю.; Баткина Л.М.; Белобрыкина О.А.; Библера В.С.; Выготского Л.С.; Голан А.; Запорожец А.В.; Зворыгина Е.; Козловского В.П.; Лосева А.Ф.; Лотман Ю.М.; Миллер С.; Мухина В.С.

Гипотеза исследования: дети выбирают игрушку в соответствии с полом и собственными личными интересами.

Научная новизна исследования: в российской литературе не достаточно специальных исследований по теме данной работы.

Практическая значимость: результаты, полученные в ходе исследования, могут быть применены для подбора игрушек в группы детского сада и оформления игровой комнаты, а также для планирования работы воспитателя в режимные моменты свободной игровой деятельности детей.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анализ воспитательно-образовательной работы воспитателя, наблюдение за игрой детей, беседа с воспитателем, анализ игровой деятельности детей, статистические методы анализа и обработки данных, полученных в ходе констатирующего и контрольного эксперимента, анкетирование.

База исследования : МАДОУ №39 «Семицветик» г. Нефтекамск. В исследовании были задействованы всего 21 детей, из них 12 мальчиков и 9 девочек.

Структура исследования : введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Глава I. Теоретические аспекты развития игровой деятельности детей дошкольного возраста

1.1 Понятие и сущность игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте

Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива [2; 65]. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [5; 67]. Прежде всего, игра, – это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра это деятельность, она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир в этом основное, центральное и самое общее значение игры [8; 87].

Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям.

В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование. Вторая – характерная – особенность игры заключается в том, что игровое действие реализует многообразные мотивы человеческой деятельности, не будучи связанным, в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане [12; 67]. Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра — способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.

Следующая особенность игры, в действительности производная от вышеуказанных внутренних особенностей игровой деятельности, – возможность, являющаяся для ребенка и необходимостью, замещать в пределах, определяемых смыслом игры, предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, способными служить для выполнения игрового действия (палка – лошадь, стул – автомобиль и т. д.). Способность к творческому преобразованию действительности впервые формируется в игре. В этой способности заключается основное значение игры. В игре есть отлет от действительности, но есть и проникновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действительности в будто бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все, чем игра живет, и что она воплощает в действии, она черпает из действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности, с тем, чтобы еще глубже выявить другие [5; 67].

По Фребелю, детская игра – «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира. Игра – мостик от внутреннего мира к природе». Природа представлялась Фребелю в виде единой и многообразной сферы [8; 98].

Д. Ушинский склонялся к пониманию необъятных творческих возможностей человека. Он отделял учение от игры и считал его непременной обязанностью школьника. «Учение, основанное только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силой воли» [5; 67].

Игра, как объект изучения, всегда привлекала к себе внимание ученых.

Большой вклад в теорию игры внесли Е. А.Покровский, П. В.Иванова, В. Ф.Кудрявцева, В. Н.Харузина, А. Н.Соболева, О. И.Капица, Г. С.Виноградова.

1.2 Характеристика игрушки. Ее роль в формировании личности ребенка

Игрушка — это феномен (предмет) культуры, выполненный из определенного материала, обладающий формой и содержанием, значением и смыслом [8; 34]. Образно говоря, игрушка — это «игривое зеркальце» жизни и фантазии, а точнее, бытия и сознания.

Являясь предметом культуры, игрушка выступает носителем социально-культурной информации. Материалом игрушки может стать любое доступное для обработки и создания игрушки вещество. Игрушке свойственно разнообразие и неограниченность формы. Значение игрушки в том, чтобы служить предметом для игр.

Функции игрушки — развивать, развлекать и воспитывать, или, говоря языком социологии — социализировать личность человека [10; 53]. Игрушка является средством социализации личности. Она содействует формированию личности ребенка. Игрушки способствуют передаче общественного и культурного опыта.

С первых дней жизни ребенок знакомится с игрушкой. Самые первые игрушки малышей — погремушки. Действия с погремушкой обычно подкрепляются словами, мимикой родителей, которые разговаривают с малышом, называют его ласково по имени, улыбаются. Так с помощью погремушки взрослый общается с младенцем.

В первом полугодии жизни ребенка ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное, или ситуативно-личностное, общение со взрослым, в процессе которого происходит интенсивное развитие личности и всех психических процессов ребенка. С точки зрения М.Б. Бениаминовой, игрушки для детей этого возраста должны быть яркими, привлекающими внимание ребенка, и вместе с тем удобными и безопасными [3; 67]. Как правило, ребенок в качестве своих первых игрушек получает подвески, которые будут привлекать внимание малыша, заставят поворачивать к ним голову, затем тянуться рукой.

На 3-4 месяце жизни начинается развитие хватания, проявляющееся в попытке удержать предмет, который взрослый вкладывает в руку ребенка. Поэтому следующей игрушкой ребенка являются погремушки различного вида, обязательным требованием к которым является размер и форма, удобные для удержания в руке ребенка.

Во втором полугодии первого года жизни возникает новая, манипулятивная деятельность малыша, которая выдвигается на положение ведущей. Первые манипуляции очень просты: ребенок схватывает предмет, затем подержав его некоторое время, выпускает и т.д. Для того чтобы побуждать ребенка к более сложным манипуляциям (размахиванию, толканию, сжиманию предмета) взрослый должен предоставить ему мягкие резиновые игрушки, издающие писк при сжатии, погремушки, воспроизводящие различные звуки, а также игрушки, меняющие положение и перекатывающиеся при несильном толкании (резиновый мячик, неваляшки, пластмассовые шары и т.п.). Когда малыш начнет ползать, к уже имеющимся игрушкам следует прибавить катающиеся игрушки со встроенным музыкальным прибором, который при движении издавал бы мелодичные звуки (за такой игрушкой интереснее ползать).

В период раннего детства осуществляется переход к предметной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности на протяжении всего периода. Как указывает Е.А.Аркин, усвоение предметной деятельности ребенком происходит через развитие соотносящих, т.е. приводящих два или несколько предметов (или их частей) в определенные пространственные соотношения (например, складывание пирамидки из колец, закрывание коробок крышками), и орудийных действия, т.е. действий, в которых один предмет — орудие — употребляется для воздействия на другие предметы (например, ложка, чашка, савок, игрушечные молоток, пила и др.) [1; 76].

Следовательно, в этом возрасте у ребенка обязательно должны быть так называемые дидактические игрушки разного вида (матрешки, пирамидки, игрушки-вкладыши и т.п.) и игрушки — копии реальных предметов (посуда, ведерко, сaвочек, лопaтка, лейка и др.). Внутри предметной деятельности ребенка раннего возраста начинают зарождаться другие виды деятельности, такие как игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Содержание начальных игр очень простое: ребенок кормит куклу или животное, укладывает их спать. Дети этого возраста пока только воспроизводят действия с предметами, которые показал им взрослый (подносят чашку ко рту куклы, кладут медвежонка и похлопывают по нему). Поэтому у ребенка должны быть куклы, мягкие игрушки, изображающие различных животных, с которыми ребенок сможет выполнять различные действия: брать на руки, сажать в коляску, укладывать спать и т.п.

В среднем дошкольном возрасте ребенок в игре начинает отражать отношения между людьми. Этот же процесс продолжается и в старшем дошкольном возрасте, но акцент смещается на строгое выполнение правил, вытекающим из взятой на себя роли, каждым участником игры. Е Гаспарова считает, что для творческой игры детей этих возрастных групп нужны такие игрушки, которые позволят им отобразить в игре содержание труда взрослых, общественных явлений, доступных их пониманию. Например, для капитана важно иметь подзорную трубу, фуражку с «крабом», врачу халат, шприц и т.п. [5; 43].

Игрушки – специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых [13; 76]. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.

Игрушка – предмет, специально предназначенный для детских игр. Использование её содействует расширению детского кругозора, воспитанию интереса к отражённым в ней предметам и явлениям действительности, развитию самостоятельности. В совместных играх с игрушками у детей формируются дружеские взаимоотношения, умение согласовывать свои действия.

Возникновение игрушки в человеческом обществе ученые связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека. С тех древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, предметов быта, с помощью которых дети осваивали многие жизненно важные действия, способы деятельности. Исторические условия каждой эпохи накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр.

При оценке игрушки с педагогической точки зрения нужно иметь в виду, что её содержание обязательно должно вызывать у ребёнка радостное чувство, активизировать его интерес к сюжету игры. Некоторые игрушки по своему содержанию напоминают ребёнку предметы, которые он уже видел, другие же знакомят его с новыми, неизвестными ему до сих пор вещами и явлениями. Это могут быть звери, различные по величине, по-разному одетые куклы, мебель, посуда, предметы домашнего обихода, транспортные и технические игрушки и т.д.

Предъявляются определённые требования к оформлению игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребёнка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Небезразличен и материал, из которого изготовлена игрушка. Исследователями установлено, что мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребёнка к игре. Игрушки с шершавой и холодной поверхностью, как правило, не становятся любимыми. Чем младше ребёнок, тем больше эмоциональности и игровой динамики должна заключать в себе игрушка.

Игрушка забавляет, радует ребёнка, в тоже время воспитывает его и развивает. Она учит ребёнка жить и действовать; в игре ребёнок отражает и творчески перерабатывает свой жизненный опыт. Совершенно необходимы для детей игрушки, вызывающие смех, незамысловатые по тематике, но веселящие ребёнка, воспитывающие чувство юмора.

Е.А. Коссаковская отмечала что, современная игрушка должна отвечать требованиям гигиены и безопасности [9; 56]. В последние годы вопрос об ужесточении гигиенических требований к детским игрушкам встал особенно остро в связи с появлением новых полимерных материалов, красителей, лаков. Угрозу для здоровья ребёнка могут представлять игрушки с дефектами, возникшими в процессе их «эксплуатации». Необходим частый контроль за состоянием игрового материала, который осуществляет воспитатель, своевременный их ремонт, изъятие из пользования детей игрушек с дефектом, сломанных. Все игрушки нужно время от времени чистить и мыть, чтобы предупредить перенесение инфекций. Поэтому игрушки нужно делать такими, чтобы их можно было легко стирать, мыть, гладить, дезинфицировать и т. д., чтобы они были всегда чистыми.

Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используется. Это деление весьма условно: каждая игрушка многофункциональна и поэтому её можно применять в разных играх. Игрушки, как и игры, делятся на творческие, сюжетные, дидактические и подвижные.

Задача сюжетных игрушек – побуждать детей к сюжетным играм. Сюжетные игрушки являются имитацией действительных предметов, отражают жизнь, культуру и технику общества, в котором живёт ребёнок. Такие игрушки развивают фантазию детей, помогают им творчески воспроизводить действительность в сюжетной игре. Сюжетные игрушки имеют ещё одно название – образные игрушки [12; 67]. Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства (автомашины, поезда, самолёты, тележки), посуда, мебель и др. Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры (отсюда название – сюжетные), в этом их основное назначение. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребёнка, его социальный опыт. Цель сюжетной игрушки – обогащать и развивать сюжетную игру.

Дидактические игрушки — это игрушки, предназначенные для развития способов обследования предметов, орудийных действий с предметами, восприятия цвета, формы, величины, мышления, памяти, речи, воображения, воли и пр. Организуется, прежде всего, по инициативе взрослого, который знакомит ребёнка с условиями использования игрушек и правилами игры. В дальнейшем ребёнок использует игры и игрушки самостоятельно.

Игрушки–забавы, «весёлые игрушки», по определению Е.А.Флериной, используются для развлечения детей [8; 24] Давних предшественников современных игрушек–забав мастерили на потеху малым детям, чтобы повеселить, посмешить их (клюющие курочки, карусели и др.). Особенность игрушек–забав в движении, сюрпризе, неожиданности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов. Всё это будит в ребёнке острую заинтересованность, яркие эмоции, развивает чувство юмора. Игрушки – забавы помогают воспитателю установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий.

Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность.

Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. К музыкальным игрушкам причисляют сюжетные игрушки с музыкальным устройством, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей. Основные требования к музыкальным игрушкам: благозвучность, высокое качество изготовления, эстетичность оформления.

Технические игрушки вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями.

Театрализованные игрушки – это куклы – театральные персонажи, куклы бибабо, куклы – марионетки; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. Театрализованные игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребёнка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.

Игрушки–самоделки изготавливаются самими детьми, их родителями, воспитателями. Потребность в таких игрушках возникает во всех видах игр. В основе изготовления игрушек – самоделок лежит художественный труд, в ходе которого ребёнок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели. Создавая игрушку, наблюдая, как это делает взрослый, ребёнок испытывает радость, стремление к созидательной деятельности.

В.С. Мухина выделяет две стороны личности, на которые игрушка оказывает наибольшее влияние: познавательную и эмоционально-нравственную [8; 76]. Согласно этой точки зрения, развитие познавательной сферы зависит от действий ребёнка с дидактическими (обучающими) и автодидактическими игрушками (пирамидками, игрушками-вкладышами, уменьшенными копиями орудий труда и т.п.), а развитие эмоционально-нравственной – от действий с куклами и, особенно, мягкими игрушками. Когда ребёнок играет с игрушкой, он совершает много движений, содействующих его физическому развитию. Если игрушки изображают настоящие предметы, дети могут выполнять с ними действия, которые они наблюдают в окружающей их среде. Так, они осваивают различные действия, координацию движений и ловкость рук.

Игрушка как материальный центр игры в значительной степени способствует умственному развитию ребёнка. Игрушка отражает и воспроизводит ребёнку мир в уменьшительной форме. Если ребёнок ежедневно играет с игрушкой, он лучше и обстоятельней знакомится с нею. Тем самым он получает основные представления о предметах и явлениях действительной жизни. Ребёнок знакомится с предметами-игрушками и включает их в свои игры, где наделяет их по собственному усмотрению и в соответствии с требованиями игры определённой функцией. При этом он узнаёт их особенности, цвет, форму, отдельные части и учится анализировать. Ребёнок не только осознаёт свойства своих игрушек, но сравнивает их с настоящими предметами, которые они изображают.

Игрушка имеет большое значение для развития речи ребёнка: первые слова, которые ребёнок запоминает, обычно связаны с игрушками. Большую часть своего времени ребёнок играет. Игры для него являются областью, в которой он применяет и расширяет свои знания, личные отношения и чувства.

В игре ребёнок воспроизводит, в силу своих возможностей и способностей, свои действительные впечатления. Игрушка, следовательно, выступает в качестве объекта, к которому устремляются и на который распространяются эмоции ребёнка.

С эмоциональным воспитанием в дошкольном возрасте тесно связано нравственное воспитание. Немалое значение имеет игрушка и для воспитания чувства коллективизма. В большинстве случаев игрушка активизирует не одного ребёнка, а целую группу, благодаря чему создаются и укрепляются дружеские взаимоотношения.

Ценность игры и игрушки заключается не только в том, что знакомят ребёнка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребёнка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на более высоком уровне.

Все игрушки независимо от их назначения нужно группировать так, чтобы они по своим размерам соответствовали росту ребёнка и тому стационарному окружению, в котором он играет. Поэтому так важен правильный подбор игрушек для детей первых лет жизни. В раннем возрасте развитие происходит очень быстрыми темпами, что влечёт за собой смену задач, методов и средств воспитания, в том числе и игрового материала.

Многие дети не только используют игрушки, но и приспосабливают для игры другие предметы. Так, диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта. Для хорошей, весёлой игры нужна игрушка, которая должна быть не только красивой, безопасной, но и педагогически целесообразной и интересной детям.

Таким образом, роль игрушек в жизни дошкольника велика. Игрушки способствуют развитию игровой деятельности, познавательных психических процессов, личности ребёнка.

Выводы по главе I

Исходя из нашей первой главы, мы пришли к следующим выводам:

1. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых.

2. Игрушка – предмет, специально предназначенный для детских игр. Использование её содействует расширению детского кругозора, воспитанию интереса к отражённым в ней предметам и явлениям действительности, развитию самостоятельности. В совместных играх с игрушками у детей формируются дружеские взаимоотношения, умение согласовывать свои действия.

3. Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используется. Каждая игрушка многофункциональна и поэтому её можно применять в разных играх. Игрушки, как и игры, делятся на творческие, сюжетные, дидактические и подвижные.

Глава II. Организация опытно-экспериментального исследования по развитию игровой деятельности у детей раннего возраста

2.1 Диагностика сформированности игровых умений и навыков у детей раннего возраста

Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития игровой деятельности с детьми младшего дошкольного возраста проводилась на базе МАДОУ №39 «Семицветик» г. Нефтекамск. В исследовании были задействованы всего 21 детей, из них 12 мальчиков и 9 девочек. Данную возрастную группу посещают дети от 2 до 3 лет.

Свою работу мы начали с анализа плана воспитательно-образовательной работы данного учреждения. Организация образовательной работы предполагает воспитание и обучение на специальных занятиях, в режимные моменты и в совместной деятельности педагога с детьми в течение всего дня. Главной формой организации деятельности детей является индивидуальная деятельность педагога с детьми, которая осуществляется в течение всего дня пребывания ребенком в детском саду и проходит во всех режимных моментах. Игровая деятельность, являясь основным видом детской деятельности, организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей.

В достаточном ассортименте в группе представлен игровой материал для познавательного развития детей (различного рода мозаики, пирамидки, панели с отверстиями разных геометрических форм и соответствующие вкладыши, коробки разных размеров, разноцветные кубики, игрушки –шнуровки, лото по разным темам, настольно-печатные игры, настенное панно и др.). Есть игровой материал для сюжетных игр детей (это куклы и животные разных размеров, одежда для кукол, игрушечная мебель, игрушечные телефоны, декорации для кукольного театра и т.д.). В группе имеется оборудование для музыкального развития детей (магнитофон, игрушечные музыкальные инструменты: бубны, дудочки, пианино, гитара и др.). Представлен большой ассортимент материалов и оборудования для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги, альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, доски для рисования мелками, баночки для воды и т.д.). В группе большой ассортимент технических игрушек: машины – самосвалы, грузовики (в них дети легко могут катать кукол, мягкие игрушки, перевозить детали конструктора); легковые автомобили, каталки, коляски. Здесь же находится игровой строительный материал разного размера основных цветов для сооружения построек и игрушки для обыгрывания. Малыши не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними, а затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь. Все игрушки и материалы для работы и игры доступны детям и соответствуют возможностям и особенностям игровой деятельности в этот период.

В целях определения уровня сформированности игровых умений и навыков у детей раннего возраста мы провели анкетный опрос среди родителей (Приложение 1).

В проведенном анкетном опросе принимало участие 15 родителей исследуемой группы. Результаты анкетирования показали, что в младшем возрасте:

— 70 % родителей отдают игре ведущее место, а 30 % – второстепенное;

— в свободное время 60 % детей играют, 30 % – смотрят телевизор, 10 % просто ходят за родителями;

— 100 % детей могут играть самостоятельно, об этом утверждают все родители;

— 40 % детей предпочитают тихие и спокойные игры, а 60 % – шумные и подвижные;

— 60 % родителей играют с детьми по первому требованию, 40 % – только иногда;

— 60 % детей любят фантазировать, у 30 % детей элементы фантазии присутствуют иногда, а 10 % детей (по мнению родителей) вообще не используют элементы фантазии в своих играх;

— к любимым играм и занятиям можно отнести: рисование – 10 % детей, прятки – 30 % детей, а 60 % детей предпочитают играть в куклы, с машинками, с посудой, со строительными конструкторами, мячиками, кубиками и т.д.

— игры с сюжетными игрушками (машины, куклы, конструкторы) -70 % детей, сюжетно-ролевые игры – 20 % детей, у 10 % детей любимые игрушки- пазлы, кубики, лото.

Таблица 1. Анализ и результаты анкетирования родителей

Источник

Читайте также:  Народное средство от кашля для детей 3 лет лепешки медовые