Меню

Факторы и средства народного воспитания



Факторы народного воспитания.

Под фактором понимается постоянно действующее обстоятельство. Фактор является причиной, движущей силой какого — либо изменения, явления (в нашем случае развития и воспитания ребенка).

К факторам народной педагогики можно отнести:

  • •природу •труд, дело •быт
  • •традиции и обычаи
  • •искусство
  • •религию
  • •слово
  • •общение
  • •игру
  • •примеры — идеалы (личности — символы, события — символы, идеи — символы).

Различные народы использовали природные явления в воспитании подрастающего поколения. Человек жил в природном окружении, ощущая себя частью природы, понимал взаимосвязь человека с живой и неживой природой.

Природно-климатические условия влияли на жизненный уклад, быт народа, трудовую деятельность. Народные календари, в основе которых лежал основной вид труда, отражали специфику трудовых действий в разные годовые сезоны. Принцип «круглого года» в жизни народов (в частности, земледельцев) обуславливал природосообразность народной педагогики. Природа очеловечивалась; поэтизировалась людьми, что вело к формированию экологического сознания («все в мире взаимосвязано, все воздействует на все»). Уважительное отношение к природе показало в обращениях к ней «Земля — матушка», «Солнце — батюшка», «реченька», «месяц — государь», «березка — подружка» и т.д. Русский народ видел в деревьях, растениях, не только строительный материал и пищу, но и детей Земли и Неба, обладающих правом на жизнь. Многие деревья почитались, считались священными. Был запрет на рубку старых деревьев. По отношению к «лесным старцам» действовал обычай: старший — значит главный, почитаемый. По мнению русских крестьян, нельзя отнимать у старых деревьев право на естественную смерть от ветра или по дряхлости. Невозможным считалась и рубка «молодняка» — молодого, недозрелого. В этом было стремление сберечь молодые деревья, не достигшие наилучшего возраста.

На Южном Урале существовала традиция посадки «мирового дерева». В первый день строительства дома русская семья высаживала маленькое дерево, привезенное из леса — «растет дерево — растет дом». Дерево считали семейным, «мировым деревом», олицетворявшим Космос, природу, мироустройство, миропорядок.

Таким образом, народная педагогика является природосообразной педагогикой.

Труд, деятельность, дело, действие особые факторы в народной педагогике. Они представлялись как необходимые условия для жизни человека. Труд как деятельность имел свои результаты, конечный продукт: пищу, предметы быта, которые способствовали активной жизнедеятельности народа. «Труд не даст умереть», «Будет хлеб, будет и дело» — так народная мудрость поясняла взаимосвязь труда и его продуктов. Каждый человек должен был познать основы ремесел (вышивания, резьбы, починки, ткачества и т.д.), овладеть определенными практическими навыками. Тот, кто овладевал такими навыками в совершенстве назывались «умельцами», «умелыми людьми». Умелость воспринималась как основа жизни человека, его приспособляемости к окружающим условиям. Умелость воспитывала, формировала чувство надежности жизни.

У каждого народа есть свои основные виды труда, в ходе которых люди совершенствуют практические умения и навыки. Так, у русских к основным видам труда можно отнести земледелие (умение возделывать землю), садоводство, скотоводство, охота, рыболовство, пчеловодство, различные ремесла (ткачество, гончарное дело, платковый промысел, работа с металлом и т.д.). К этому можно добавить горнозаводское дело, которое развивалось в различных регионах России (на Южном Урале): металлургия, добыча полезных ископаемых и т.д. У башкир, казахов основным было скотоводство и сопутствующие ему виды ремесел (выделка кожи, работа по кости и металлу, вышивание и т.д.).

Башкиры были хорошими пчеловодами, охотниками, рыболовами. Народы, проживающие около моря, океана занимались рыболовством (эстонцы, литовцы и др.).

Быт народов был традиционен, имел свою педагогическую культуру. По мнению Е.Л.Христовой традиционно-бытовая культура обозначает значимость в культуре таких сфер, как профессиональная и бытовая. Бытом можно назвать материальное и духовное окружение человека (жилище, посуда, мебель, одежда, украшения, орудия труда, семейные взаимоотношения, режим жизни семьи, уклад жизни, бытовые обычаи и др.), все то, что сопровождает человека, что считается обычным, обыденным. Народная педагогика, используя воспитательный потенциал бытовой жизни, может считаться «обыденной» педагогикой, педагогикой быта.

Народное воспитание строилось на народных традициях. Под традицией понимается исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обряды, ритуалы, правила, ценности, представления. Традиции складываются на основе тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную значимость и личностную пользу. Традиции служат важным фактором регуляции жизнедеятельности людей, составляют основу воспитания. Народные традиции, с точки зрения Т.Ю. Купач, обладают большим воспитательным потенциалом, субъективной основой которого является воспитательная система конкретного региона, где проживает тот или иной народ.

Культурно-исторические традиции народа объединяют в себе духовное, историческое, культурное, семейное воспитание детей. Народные традиции — это механизмы хранения, передачи, воспроизводства и закрепления социального опыта, способ реализации устойчивых общественных отношений. Именно традиция способна существенно выражать сущность определенной народной культуры, истории и ее связь с социальными условиями. Культурноисторические традиции — это такие традиции, которые накоплены непосредственно в ближайшем социуме: труд, обычаи, нравы, ремесла, промыслы, творчество, фольклор, воспитание и обучение, архитектура, народные календари и т.д.

Читайте также:  Геморрой эффективное лечение геморроя народными средствами

У народов Южного Урала традиционность жизни, воспитания прослеживается через такие обычаи и обряды, как освоение детьми «этического кодекса», где отразились взгляды людей на правила и нормы поведения («хорошо — плохо», «красиво — безобразно», «можно — нельзя». Дети знакомились с этим в семье, труде, на праздниках, в общении с другими людьми. Ребенок должен был преодолеть трудности, применить усилия для достижения чего — либо. Так, этический кодекс казаков Южного Урала содержал в себе следующие традиции и обычаи:

  • — «наживать добро можно только трудом»;
  • — «грабеж, разбой, убийства караются по решению казачьего круга смертью»;
  • — «трезвость — норма жизни»;

— «все казаки в ответе за воспитание детей».

У русских людей существовал обычай бережного, уважительного отношения к хлебу, к продуктам и результатам труда. О хлебе, даже не очень хорошего качества, никогда не говорили «плохой», его никогда не выбрасывали. Дети видели, как мать и бабушки смахивали крошки со стола и отдают птицам. Дети наблюдали, как родители подают птицам, принимают странников, помогают обездоленным, погорельцам, ухаживают за больными, опекают калек, инвалидов, посильно участвовали в этом.

Особой традицией у народов было воспитание любви к Родине, родному краю. Это отражено в пословицах: «Казаку всегда мила родная сторона», «Казаку честь — за Родину лечь» (русские казачьи пословицы).

Традиции почитания родного дома, предков, родителей имели у различных народов свою специфику, которая выражалась в своеобразных обрядах, ритуалах. Например, традиционно русские семьи могли быть отцовскими, когда вместе проживали разные поколения; братскими (братья с их семьями проживали совместно рядом, вели общее хозяйство, отдельно от отца); отдельными — семья могла проживать отдельно от родственников, самостоятельно вела хозяйство.

У казаков Южного Урала часто встречались большие, отцовские семьи, где проживали 3-4 поколения, семья могла состоять из 20-30 человек. Главой большой семьи мог быть дед, отец или старший брат. Главу семьи все должны были слушаться, так как он был опытным, умным, многое знал и умел. Слушаться его и почитать было традицией семьи. Поэтому в казачьей присяге записано: «Чтить родителей своих».

У башкир главным в семье был также мужчина, он был ответственен за жизнь и уклад в семье, на нем были заботы о самой тяжелой работе, о родственниках. Дети в башкирский семьях воспитывались женщинами, но с подросткового возраста (10- 11 лет) мальчиков обучали мужским работам их отцы, дяди, дедушки. Мальчикам прививали уважение к физической силе, вырабатывали у них смелость, терпение, немногословие, любовь к родной земле. Традиции уважительного отношения к старшим, родословной, родному дому отражены в башкирском словесном и игровом фольклоре: «Всякий дом хозяином хорош», «Не дом хозяина красит, а хозяин дом», башкирская народная игра «Юрта».

Из поколения в поколение передавались традиции костюма, украшений, жилища и т.д. Так, у башкир было традиционным иметь несколько жилищ — юрты (утепленные войлоком и снегом зимой); шалаши, летовки, а со временем и избы из бревен. Летом, кочуя со скотом, башкиры переселялись в шалаши, юрты которые легко разбирались, а зимой предпочитали жить в избах, строительство которых переняли у русского народа.

Традиционно было деление костюмов на мужские и женские; замужних и незамужних. Костюм отражал социальный статус, экономическое положение человека, его миропонимание, национальный менталитет.

Таким образом, этнокультурные традиции отражали как самобытность, так и универсальность знаний, представлении, норм поведения, ценностей разных народов.

Духовная культура каждого этноса отражена в народном искусстве и народном творчестве. Музыкальное, песенное, устное, игровое, танцевальное, изобразительное и т.д. творчество народа было важным фактором народного воспитания. Расписанные предметы домашнего быта, вышивание узоров, кру- жевоплетения, лозоплетение и др. развивали практические умения, в ходе их изготовления формировались эстетическое сознание и вкус. Устный фольклор (потешки, пестушки, прибаутки, сказки, обрядовая поэзия) передавался из поколения в поколение, видоизменяясь и трансформируясь, использовался в общении с ребенком. Смеховая культура народного театра (скоморохи, Петрушка и т.д.) была своеобразной школой юмора и социализации ребенка.

Духовная культура содержит религиозный компонент — религию, которую отправляет тот или иной народ. Религия, по мнению многих авторов (В.С. Ку- кушин, Б. Ничипоров, М.Г. Тайчинов) является мощным воспитательным фактором. Исследователи полагают, что истоки народной педагогической мысли следует искать прежде всего не в языке и не в расе, а в религии и природе» (В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. Этнопедагогика и этнопсихология. — Ростов — на — Дону: Феникс, 2000 г. — с. 243). Религия, являясь частью духовной культуры народа, формирует основы этики и морали. Итальянский философ Джоберти заметил, что во все времена и повсюду гражданские порядки рождались из жреческих, города возникали из храмов, а воспитание и культура народа — из религии. Однако, философ П.А. Кропоткин в работе «Этика» доказывал, что этические нормы предшествовали религии. Он выводил нравственность непосредственно из опыта природы. Поэтому, целью народной педагогики является достижение гармонии природно-биологического, социального и духовного в развитии человека. В народной педагогике содержание, методы и средства воспитания в многом складываются и определяются требованиями, основанными на религиозных канонах. Приобщая детей к религии, народ решал многие задачи, связанные с развитием человека, его этикой по отношению к себе, к семье, ближайшему окружению, людям иной веры или сословия. Этнопедагогический анализ истории народов показывал, что там, где сильны религиозные традиции, наиболее устойчивы и народные воспитательные традиции.

Читайте также:  Народные средства для лечения болезней уха

Можно выделить следующие религиозные конфессии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Каждая религиозная конфессия имеет свои направления (ветви).

Слово, язык, как фактор воспитания, рассматриваются в этнокультурном контексте. Языковая среда влияет не только на развитие психических процессов (мышления, речи и т.д.), но и на этнокультурное становление личности. Явления, события народной жизни оформлялись в виде слов, закреплялись в сознании понятийно и логически. Язык матери — основа развивающейся личности, ребенок познает мир посредством слов, понятий.

Проблема использования родного языка в этнокультурном воспитании детей связана с проблемой изучения общения как интегрального фактора народного воспитания. Общение понимается как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками. Общение может происходить с помощью средств: речи, жестов, мимики, символов, знаков и т.д. Все воспитательные взаимодействия строятся на основе общения.

Народная игра — один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Играя, ребенок получает психологическую разрядку, гармонично включается в мир человеческих отношений. Воспроизводя в игровом процессе действия взрослых и отношения между ними, дети познают окружающую действительность. Именно поэтому народную игру можно отнести к факторам народной педагогики. У каждого народа есть свои игры, отражающие специфическую культуру, самосознание и исторический этап. Например, башкирская народная хороводная игра «Белая кость» предполагает использование натуральной кости животного, которую необходимо бросить далеко от играющих и по сигналу найти ее. Татарская подвижная игра «Спутанные кони» включает умение имитирования спутанных ног лошадей при прыжках. В русской хороводной игре «Чурилки» (от слова «Чур») необходимо найти с завязанными глазами источник звука (бубенца). Все эти игры сопровождаются песнями (словами), движениями, игровыми зачинами (считалками, жеребьевками и т.д.)

Педагогические сведения народов содержали представления о необходимости учета субкультуры детей («мира ценностей»). Наиболее значимым, ценным и любимым занятием ребенка является игра — подвижная, словесная, спортивная, сюжетно-ролевая, с игрушками и предметами.

Значительными в воспитании детей являются примеры и идеалы. Вся система воспитания детей у народов была построена на конкретных примерах, идеалах, символах. Примером могли быть родители, братья — сестры, родственники, героические люди, уважаемые, опытные члены общества. Былинные богатыри, сказочные и шуточные персонажи также могли быть личностным ориентиром для подрастающего поколения. У детей формировали идеалы добра, дружбы, любви, взаимоотношений и др. Идеал служил своеобразной целью воспитания, личностного развития и совершенствования. У каждого народа была развитая символическая культура воспитания. Например, события — символы представлены как семейные (имянаречение, крещение, инициация и т.д.), социальные (свадьбы, похороны, проводы в армию), календарно-трудовые (первая пахота весной; окончание сельскохозяйственных работ); бытовые (начало строительства нового дома) и т.д. Определяющими были такие и личности — символы: родовой герой, семейный старожил; народный умелец, отшельник — мудрец и т.д. Содержание народного воспитания реализовывало цель, которая представлялась как воспитания идеальной личности — совершенной, разносторонне развитой. Идеальность цели способствовала задействованности всех факторов народной педагогики, совершенствованию и разнообразию воспитательного процесса.

Источник

Тема 12. Средства воспитания в народной педагогике

К средствам воспитания относятся пословицы, поговорки, песни, танцы, сказки.

Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, являются природа, игра, слово, общение, традиция, быт, искусство, религия.

Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Ее разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно и самого этноса. Патриотизм – это прежде всего любовь к родной природе. Природа – великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем незаменимый фактор, многосторонний, многогранный. Народные педагоги по разному используют природу как фактор воздействия на личность. Природа как фактор народного воспитания имеет гораздо большее значение, чем было принято считать до сих пор в современной педагогике. Последняя могла бы многое заимствовать из народного опыта, причем не только в преподавании природоведения в начальной школе.

В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, народной педагогики, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершенность. В процессе игры дети рано включаются в самовоспитание, которое происходит стихийно. Игры настолько значимы в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, способностях человека.

Читайте также:  Лечение грибка ладоней и стоп народными средствами

Слово – величайшее из человеческих духовных сокровищ. В повседневном общении с матерью ребенок усваивает язык, который называется материнским. Материнское слово – божественно. В народной педагогике родное слово стоит на недосягаемой высоте. Соответственно и словесные средства обучения и воспитания. Возьмите для примера частушки, прибаутки, скороговорки, речетативы, загадки, пословицы, назидания, притчи, сказки. Многообразны в народной педагогике словесные формы воздействия на чувства, сознание, поведение человека. Словесные приемы воздействия на личность многочисленны и разнообразны. Безграничная сила доброжелательного слова в народной педагогике, но более всего – родного слова, родного языка.

Труд в народной педагогике занимает особенное место. В традиционной культуре воспитания присутствует идея самоценности бескорыстного труда. Многообразные дела, полезные для детей, семьи, народа – вот на что делает ставку народная педагогика. С преданностью делу связывается и духовность и нравственность. Мысль эта внушается детям и непосредственно и под влиянием общественного мнения и трудовых традиций.

В народе общение невероятно богато и многообразно. Общение – высшее духовное богатство в отношениях между людьми. В специфике общения проявляется национальный характер.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человека. В настоящее время бесценные знания сельских ребят умирают без применения из-за игнорирования их в школьном образовании. Сельская крестьянская культура, богатая традициями, представляет собой великое духовное сокровище человечества. И возможности этой культуры далеко не исчерпаны. Традиции многообразны. По ним можно судить о народе или о какой-то стороне его бытия. В традициях концентрируются, пересекаются тысячелетние духовные искания человечества, ибо человечество – единый космический этнос.

Традиции как элемент общественной жизни, имеют свою специфику, обусловленную конкретно-историческими и этносоциальными условиями.

Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: образовательные, производственные, эстетические, нравственные и др.

В них заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума.

«Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны они содержат педагогическую идей, с другой — оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности — положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями — педагогическими». (Г.Н.Волков).

В пословицах получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, методов и средств воспитания, поощрения и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитания, наследственности, влияние окружающей среды и общественного мнения.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности, причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению).

Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки.

Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки, она позволяет воспитателю без каких-либо тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, а также уровень творческого мышления ребенка.

Песни — более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен — привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы.

Песне присуща высокая поэтизация всех строи народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность в том, что она учит прекрасному. Песней сопровождались все события народной жизни — труд, праздники, игры, похороны и т.п. Вся жизнь людей проходила в песне, которая выражала этическую и эстетическую сущность личности. Полный песенный цикл — это жизнь человека от рождения до смерти. Песни поют младенцу в колыбели, который еще не научился понимать, старцу в гробу, переставшему уже чувствовать и понимать.

Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов.

В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, разбираются общие условия семейного воспитания, определяется примерное содержание нравственного воспитания и т.п.

1. Какую роль в воспитании детей играют сказки? Охарактеризуйте некоторые из них.

2. Какие из народных песен предложили бы своим ученикам.

3. Какую народную песню вы могли бы принять в качестве гимна.

Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 2002.

РАЗДЕЛ IV. КУЛЬТУРА ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Источник

Adblock
detector